economicus.ru
 Economicus.Ru » Галерея экономистов » Михаил Иванович Туган-Барановский

Михаил Иванович Туган-Барановский
(1865-1919)
Michael Ivanovich Tugan-Baranovsky
 
Источник: М.И. Туган-Барановский. К лучшему будущему.- М.: РОССПЭН. 1996.
М.И. Туган-Барановский
Социализм как положительное учение
ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОЯ.

Социализм и коммунизм.- Государственный, синдикальный, коммунальный и анархический социализм.- Государственный, коммунальный и анархический коммунизм.
Цели социализма могут достигаться различными путями, и потому было бы большой ошибкой думать, что социалистические построения основ будущего общественного строя в общих чертах тождественны или, хотя бы, близки друг к другу. Наоборот, наблюдается чрезвычайное разнообразие систем социалистического строя, почему характеристика социалистического строя предполагает предварительную классификацию этих систем.
Наиболее естественной и логически обоснованной классификацией этих систем мне представляется нижеследующая:
Социализм                                                   Коммунизм
в узком смысле слова
Государственный......................................Государственный.
Синдикальный...........................................          -
Коммунальный ..........................................Коммунальный.
Анархический ..........................................Анархический.
Наиболее общим делением социализма является деление его на социализм в узком смысле слова и коммунизм.
Обыкновенно, различие социализма в узком смысле от коммунизма видят в том, что социализм в узком смысле требует перехода в общественную собственность только средств производства, допуская частную собственность на предметы потребления, между тем как коммунизм требует совершенного уничтожения частной собственности, как на средства производства, так и на предметы потребления. Но это не совсем верно.
Нельзя, прежде всего, строго разграничить средства производства от предметов потребления. Стул, на котором я сижу, есть предмет потребления, если я сижу для отдыха, и средство производства, если я на нем работаю. Экипаж, в котором я еду, есть предмет потребления, если я катаюсь для собственного удовольствия, и средство производства, если я еду по делу и т. д. и т. д.
Неверно затем, будто социализм требует обобществления всех орудий труда (средств - производства). Свою книгу об "Аграрном вопросе" Каутский заканчивает очень красноречивым и искренним описанием прелестей домашнего очага, жизни у себя дома. В социалистическом обществе Беллами каждая семья живет в особом доме. С этим неизбежно связывается и сохранение в большей или меньшей степени домашнего хозяйства - а, следовательно, и индивидуальное владение средствами производства этого хозяйства. Принятие пищи дома требует своих орудий труда - посуды, столовых принадлежностей и пр. Бумага, перья, чернила, книги, читаемые не для развлечения, - все это орудия умственного труда, по отношению к которым должно быть допущено индивидуальное владение и при социалистическом устройстве общества.
Итак, и при господстве социализма в узком смысле известная часть средств - производства останется в частном владении. С другой стороны, по отношению к очень многим предметам потребления частное владение в таком обществе, ни в каком случае допущено быть не может. Уже и теперь очень многое, служащее для непосредственного наслаждения и пользы, находится в свободном и общем пользовании всех - напр., общественные музеи, картинные галереи, городские парки и пр. В социалистическом обществе такое свободное пользование различными источниками наслаждения должно чрезвычайно возрасти.
Другие предметы потребления, как, напр., жилые дома, должны перейти в собственность всего общества, и только пользование ими должно быть предоставлено за известную плату отдельным лицам.
Таким образом, в социалистическом обществе будут три группы предметов потребления: одни предметы будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет свободно предоставлено всем; другие будут принадлежать всему обществу, и пользование ими будет предоставлено отдельным лицам за известную плату и, наконец, третьи будут находиться во владении отдельных лиц.
Но и коммунизм отнюдь не характеризуется тем, что при этом строе индивидуальное владение совершенно исчезнет. Главным апостолом коммунизма в новейшее время был Кабэ. В своей "Икарии" он стремился все сделать общим и уничтожить всякое индивидуальное владение. Но это ему удалось далеко не в полной мере. Икарийцы, живущие в деревне и ведущие сельское хозяйство, имеют, по описанию Кабэ, особые фермы, с которых они поставляют государству заранее определяемое количество сельскохозяйственных продуктов. За этим вычетом, они свободно располагают всеми продуктами своих ферм и не подлежат в потреблении их никакому общественному контролю. Очевидно, икарийцы являются полными владельцами продуктов своего труда (без права, разумеется, их отчуждения). В этом случае индивидуальное производство естественно влечет за собой и индивидуальное владение продуктом труда. Но и при общественном производстве, как широко бы оно ни было проведено, останется много предметов потребления, которые по самой своей природе должны быть в единоличном владении отдельных лиц. Сюда относится, напр., одежда. Как бы далеко ни были проведены принципы коммунизма, но одним сюртуком одновременно одеть двух не удастся, и каждый сюртук будет силою вещей во владении того, кто его носит.
Принципиальное отличие собственно социализма от коммунизма не может, таким образом, приурочено к указанному признаку.
Ввиду этого многие склоны отождествлять социализм с коммунизмом или же усматривать различие между тем и другим, в степени, в которой проводится принцип общественной собственности на предметы хозяйства. Однако, возможно установить ясный и точный признак, по которому социализм резко отличается от коммунизма. Признаком этим, по моему мнению, является следующее.
Среди различных социалистических систем, в широком смысле слова, легко отличить два основных типа. В одних системах нормируются тем или другим способом доходы отдельных лиц, т. е. устанавливается общая сумма ценности, которой данное лицо может располагать для своего потребления; согласно другим системам доходы отдельных лиц совершенно не нормируются, и даже устраняется самое понятие дохода как определенной суммы ценности, а нормируется непосредственно потребление или же потребление признается совершенно свободным.
При системах первого типа распределение продуктов обязательно совершается при помощи той или иной системы денег, хотя бы только идеальных: каждая отдельная личность расходует свой доход - потребляет в пределах ценности, которой располагает, для чего требуется, в свою очередь, точное сравнение ценности потребляемой вещи с общей ценностью дохода потребляющего лица, и расходование этой последней ценности данным лицом для приобретения предметов потребления. Поэтому, при системах этого типа, предметы потребления должны иметь свою цену, цена же должна быть выражена в каких-либо единицах. Иными словами, деньги, как мерило цен и как покупательное средство, являются в системах этого типа необходимым орудием распределения продуктов.
Напротив, в системах второго типа, предоставляющих полную свободу потреблению или же нормирующих не доходы, но непосредственно потребление, деньги совершенно не нужны в качестве орудия распределения. Общественное хозяйство в системах первого типа есть денежное хозяйство, в системах второго типа - натуральное хозяйство.
Различие это глубоко и принципиально и именно к нему следует приурочить деление социализма и коммунизма. Где имеется категория личного дохода, там мы имеем дело с социалистической системой; где этой категории нет, там перед нами коммунизм.
Обычное понимание социализма, как системы, допускающей личную собственность на предметы потребления, и коммунизма, как системы, отвергающей такую собственность, есть смутное выражение указанного основного и принципиального отличная обеих систем. Ибо категория личного дохода логически предполагает свободу распоряжения доходом, свободу расходования дохода по своему вкусу, а такое свободное расходование предполагает и личные права расходующего лица на приобретенные предметы потребления. Иными словами, категория личного дохода предполагает и личное владение предметами потребления.
Напротив, отсутствие категории личного дохода предполагает и отсутствие личных прав на предметы потребления. Поэтому системы этого типа отрицают частную собственность на все предметы хозяйства без различия.
Таким образом, исходя из указанного признака, можно с полной определенностью разграничить социализм (в узком смысле) от коммунизма. При социалистическом строе потребление регулируется доходом, при коммунистическом - потребление или совершенно свободно или же регулируется непосредственным распределением продуктов в натуральном виде между отдельными лицами.
При коммунистическом строе экономическая равноправность выражается или в равной свободе потребления каждого или же в равенстве потребления (в зависимости, конечно, от возраста, пола, здоровья и т.д.); Отказываясь от нормирования дохода отдельных личностей, коммунизм отрицает и необходимость пропорциональности между тем, что каждое лицо дает обществу и что оно от последнего получает.
Напротив, системы социализма (в узком смысле) могут быть двоякого рода. Одни (Пекер, Беллами) так же строго стоят на почве фактического равенства, как и системы коммунизма. Нормирование дохода принимает в этом случае вид полного равенства доходов всех членов общества:
за каждым признается право на равную сумму дохода. Но, в отличие от уравнительного коммунизма, это равенство доходов не превращается в одинаковость потребления по роду и качеству потребляемых продуктов. Каждый расходует свой доход согласно своим личным вкусам и потребностям.
В других системах социализма экономическая равноправность понимается как равное право каждого рабочего на создаваемый им трудовой продукт, а так как трудовые продукты различных рабочих могут - и даже неизбежно должны - быть неравны, ибо люди обладают фактически различными силами и способностями, то коллективизм этого типа отнюдь не требует равенства доходов. Такое равенство многие социалисты считают даже нежелательным, ибо при нем у рабочего отпадают побудительные мотивы повышать производительность своего труда. Так, напр., формула сен-симонистов гласит: "от каждого по его способностям, каждой способности по ее делам". Иными словами, каждый должен исполнять ту работу, к которой он наиболее способен, и получать вознаграждение в соответствии с тем, что дает обществу его работа. Таково основное и наиболее глубокое деление социалистических систем в широком смысле слова - на социализм в узком смысле слова и коммунизм. Деление это основывается, как указано, на способе распределения продуктов между отдельными членами общества - в одном случае это распределение совершается при посредстве особого покупательного средства, которым наделяются все члены общества; во втором случае распределение продуктов совершается непосредственно, без промежуточной ступени покупки, и продукты прямо переходят из общественных складов в потребление отдельных лиц. Социализм в узком смысле слова является, таким образом, более сложной экономической системой, коммунизм - более простой.
В свою очередь, социализм в узком смысле слова и коммунизм могут быть подразделены на различным системы, причем, в основу этого деления я положил большую или меньшую централизацию хозяйственного строя, подчинение частей целому.
В государственном социализме и коммунизме централизация достигает своего наивысшего выражения: все общественное хозяйство непосредственно сосредоточено в руках государства, владеющего всеми средствами производства и всеми продуктами общественного труда до перехода последних в индивидуальное потребление.
Синдикальным социализмом я называю такую форму социализма, при которой средства производства, находятся во владении не всего общества, а различных, профессиональных рабочих групп, непосредственно работающих при помощи этих средств - производства. Земля, при синдикальном социализме, принадлежит не всему обществу, а только земледельцам, фабрики принадлежат занятым на фабриках рабочим и т. д.
В качестве владельца данных средств - производства соответствующая рабочая группа, - иначе говоря, производительная ассоциация рабочих, производительная артель - владеет и своим трудовым продуктом. Этот трудовой продукт продается производительной ассоциацией рабочих, и в обмен на вырученные деньги приобретаются предметы потребления, в которых нуждаются члены производительной ассоциации.
Таким образом, синдикальный социализм предполагает обмен продуктов (обмен продуктов труда производительной ассоциации на предметы потребления членов последней); этим самым логически исключается возможность синдикального коммунизма - коммунизм есть система, отрицающая обмен в какой бы то ни было форме.
Под коммунальным социализмом и коммунизмом я понимаю те формы социализма, при которых хозяйственной единицей является община, коммуна. Коммунальный социализм тем отличается от синдикального, что в состав общины входят рабочие не одного, а разных родов труда. Коммуна стремится, по возможности, удовлетворять свои потребности своим собственным трудом, возможно менее прибегая к обмену. Поэтому в состав коммуны неизбежно должны входить рабочие разных профессий.
Внутри коммуны распределение продуктов может происходить как на социалистической, так и на коммунистической основе: отдельные члены коммуны могут получать определенный денежный доход и затрачивать его на покупку произведений коммуны, или же продукты общинного труда могут непосредственно распределяться общиной между ее членами. Соответственно этому возможен как коммунальный социализм, так и коммунальный коммунизм.
В системах анархизма отвергается какая бы то ни была принудительная, хозяйственная организация и личность провозглашается совершенно свободной от общественной власти. Анархизм является системой, наиболее далекой от государственной организации хозяйства. Анархизм мыслим как в форме социалистического, так и коммунистического анархизма: в первом случае отдельные производители свободно обмениваются своими продуктами, во втором случае они свободно пользуются продуктами друг друга без посредства какого бы то ни было обмена.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков
 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100