Все это оживило интерес научного сообщества и общества в целом к анализу институциональных условий функционирования и развития рыночной экономики, тех условий, которые неоклассическая экономическая теория считает заданными (это не вина ее, а просто более высокий уровень абстракции). В контексте этого анализа рыночная экономика должна быть представлена не просто как механизм относительных цен, перелива капиталов и пр., но и как рамки, в которых этот механизм может работать. Такой анализ издавна, со времен Фридриха Листа и исторической школы, является "фирменным блюдом" немецких экономистов. Кроме того, Германия после второй мировой войны также пережила переходный период от тоталитаризма и командной экономики к политической демократии и рыночному хозяйству, в ходе которого немцам пришлось заново выбирать модель своего общественного развития. Как известно, в острой борьбе верх взяла линия Людвига Эрхарда на построение "социального) рыночного хозяйства". (Смысл термина "социальное" в этой концепции раскрывает в своей статье В. Нёрр). В отличие от технократической практики реформирования в России, когда смысл экономической политики часто проходил мимо людей, реформы Эрхарда в большей мере опирались на общее представление о цели, которой стремилось достичь немецкое общество (заметим" что правительство неустанно пропагандировало эту цель и пути ее достижения). О том, какой видели модель социального рыночного хозяйства ее авторы и немецкие мыслители наших дней, читатель может узнать из этой книги.
Одним из важнейших уроков построения социального рыночного хозяйства в Германии безусловно является особое внимание к социальной ориентации экономики и роли основанного на праве государства, которое должно было занять серединное положение между либеральным "ночным сторожем" и тоталитарным "Левиафаном".
Авторы сборника подчеркивают разнообразие национальных моделей рыночной экономики. Очевидно, что в нашей стране ни англосаксонский, ни азиатский, ни рейнский капитализм не имеют перспектив. Здесь можно вспомнить анекдот о норвежских рыбаках, которые пытались поймать исландскую селедку, но у них почему-то всегда ловилась норвежская. Мы обречены на то, что у нас сложится именно российский капитализм, но, чтобы хоть как-то влиять на этот процесс, нам неплохо изучить существующие в мире варианты.
Представляется неслучайным, что немецкие авторы сборника уделяют больше внимания практическим материям, в особенности правовым вопросам экономики, тогда как наши соотечественники более склонны к абстрактно-философскому рассмотрению рынка. Дело не только в том, что наши страны имеют разный стаж рыночной экономики. Здесь, видимо, сказывается и традиционная для России слабость правосознания, из- за которой у нас так трудно строится "цивилизованный рынок". Однако настоящий момент в России характеризуется как раз необходимостью строительства правовой экономики, и здесь немецкий опыт неоценим.
Наконец, содержащиеся в сборнике материалы убедительно показывают, что этике всегда есть место в экономике, особенно если это экономика социально ориентирована.