About The School of Economics Institute
Education
Publishing
Projects











English version

 Издательство 
дНЛЮЬМЪЪ ЯРПЮМХЖЮ

Издательство






























(ВЕДОМОСТИ,28.02.01)
Алексей Саватюгин
Их нравы
Два руководителя ФКЦБ - нынешний и бывший (люди разных взглядов и убеждений) - всерьез обеспокоены проблемой повышения качества корпоративного управления в России. Представители творческой интеллигенции подписывают глупейшее открытое письмо на тему "Мы хотим быть здоровыми и поэтому пьем пиво". Известный борец за права миноритарных акционеров Борис Федоров обвиняется в злоупотреблении доверием этих самых акционеров. PR-агентство публикует список "продажных" изданий. Жириновский утверждает, что предпринимателям типа Живило и Быкова памятник надо ставить, а не в тюрьму их сажать: "Столько украсть смогли!" Неисполнение рядовой сделки по купле-продаже ценных бумаг выплескивается на страницы центральных деловых газет. Такие неоднозначные личности, как Абрамович и Дерипаска, выплачивают крупные суммы ученым... Все это - примеры (их можно множить) только последнего месяца. Их объединяет одно: все они так или иначе касаются вопросов деловой этики. Что называется, "проблема созрела". Видя это, издательство "Экономическая школа" всерьез взялось за нравственное воспитание отечественных деловых кругов; только что оно. Выпустило седьмую книгу из серии "Этическая экономия" - двухтомник президента Международного общества бизнеса, экономики и этики Ричарда Де Джорджа "Деловая этика".
По своей фундаментальности этот труд может сравниться разве лишь с выпущенной пять лет назад издательством "Посев" "Хозяйственной этикой" Артура Риха. Но от последней книгу Де Джорджа отличает один существенный признак. "Деловая этика" - это учебник, причем учебник очень хорошего качества. А значит - изложение различных позиций, множество конкретных примеров и, как полагается, - контрольные вопросы в конце каждой главы. И, хотя учебник написан американцем и для американцев, многие проблемы, поднимаемые в книге, до боли понятны любому из нас.
Равнозначны ли понятия "нравственный бизнес" и "законный бизнес"? Нужен ли закон против взяточничества? Перед кем и за что несут ответственность менеджеры корпораций? Есть ли моральное оправдание закрытым торгам? Манипулятивна ли реклама? Почему нечестно и неэтично использование инсайдерской .информации? Являются ли индивидуумы собственниками фактов о самих себе? Как рассчитать справедливую заработную плату? Можно ли требовать от работников лояльности к фирме? Оправданны ли морально враждебные поглощения? Оправданна ли с моральной точки зрения приостановка добычи нефти ее производителями? Эти и многие другие вопросы, поднимаемые в книге, не имеют признанных ответов. Этика - дисциплина нормативная, она вообще не предполагает однозначных ответов, в отличие от экономики -позитивной науки. Но иногда жаль, что этике учат американских студентов, но не российских предпринимателей и политиков.
Интерес к моральным основам экономики и бизнеса имеет очень давнюю традицию, недаром Аристотель основу своих экономических взглядов изложил в "Этиках" - Большой и Никомаховой - и недаром Адам Смит считал свое "Исследование о природе и причинах богатства народов" лишь продолжением написанной ранее "Теории нравственных чувств". Но лишь в самое последнее время становится общепризнанным понимание того, что экономические цели могут иметь не только денежное, но и нравственное измерение, что забота о морали есть не только удел избранных, называемых "совестью нации", но и прямая обязанность любого действующего человека, что максимизация прибыли - это, конечно, необходимое, но явно недостаточное условие для устойчивого развития. Может, и в России пора вводить курсы деловой этики в качестве обязательных. При РСПП, например...

Автор - генеральный директор "Индексного агентства РТС-Интерфакс"

Назад





дНЛЮЬМЪЪ ЯРПЮМХЖЮ

оНВРЮ



© 2001 Copyright by The School of Economics Institute, Saint Petersburg. All rights reserved.
лЮЯРЕПЯЙЮЪ еБЦЕМХЪ яЛХПМНБЮ


Economicus.Ru