РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Модели отраслевых рынков»

 

Специальность 061800 Математические методы в экономике

 

          Составитель:

          профессор, доктор экономических наук П. А. Ватник

 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Теория отраслевых рынков — ветвь микроэкономики, получившая в последние десятилетия существенное развитие как самостоятельная научная и учебная дисциплина, предметом которой являются отношения участников рынка, факторы, определяющие его структуру, рыночная власть и ее следствия для общественного благосостояния. Основным инструментом анализа отраслевой организации в рамках этой теории служит математическое моделирование поведения участников рынка. Все это делает дисциплину «Модели отраслевых рынков» одной из фундаментальных дисциплин, формирующих профессионализм экономиста-аналитика, деятельность которого связана с реальным сектором экономики. Целями преподавания данной дисциплины являются:

– овладение студентами методологией и конкретными методами анализа конъюнктуры рынка, конкурентных отношений, рыночной власти;

– формирование представления о задачах государства  в  сфере управлении рыночными процессами.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

– ознакомлением студентов с основными типами рыночных структур и их моделями;

– формированием представления о рыночной власти, факторах, ее порождающих, ее влиянии на общественное благосостояние и методах ее измерения;

– определением основных областей применения названных моделей и методов в исследовании экономических и управленческих проблем;

– обсуждением проблем практического использования моделей отраслевых рынков, в частности, в деятельности антимонопольных органов.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКА

В методологическом и методическом отношениях дисциплина «Модели отраслевых рынков» опирается на курсы микроэкономики, статистики и на цикл математических дисциплин, в особенности — на  теорию игр.

Результаты изучения дисциплины должны использоваться в специальных дисциплинах специальности 061800.

В результате изучения дисциплины выпускник должен владеть современными методами анализа рыночных процессов и структур на  основе экономико-математического моделирования.

3. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

 

Объем (часов)

 

№ темы

 

Содержание

 

 

Всего

 

Аудиторная

 

Самостоятельная

 

 

 

 

 

 

лекции

 

практич.

 

1

 

Введение

 

2

 

2

 

 

 

2

 

Условия предложения

 

10

 

4

 

4

 

2

 

3

 

Модели монополистических рынков

8

4

2

2

4

 

Модели однородных олигополистических рынков

 

17

 

4

 

10

 

3

 

5

 

Модели рынков дифференцированного товара

 

18

 

8

 

8

 

2

 

6

 

Входные и выходные барьеры

 

12

 

6

 

4

 

2

 

7

Измерение рыночной власти

 

16

 

6

 

6

 

4

 

ВСЕГО

83

34

34

15

 

 

4. СОДЕРЖАНИЕ  РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ  

Тема 1. Введение.

Основные задачи курса.

Теория отраслевых рынков; ее положение в системе экономических наук. Понятия рынка и отрасли в экономических дисциплинах.

Объекты изучения теории: рыночные структуры и структурообразующие факторы, конкурентные взаимоотношения субъектов рынка, рыночная власть, ее факторы и последствия, влияние структуры рынка на эффективность хозяйствования. Неоклассический и неоинституциональный подходы в теории отраслевых рынков.

Прикладное значение теории отраслевых рынков.

Общие методы моделирования рыночных взаимоотношений. Формы рациональности экономических субъектов: оптимальность, равновесие, эффективность. Методы теории игр в теории рынков. Стратегии и стратегические переменные. Равновесие Нэша.

Тема 2. Условия предложения

Затраты производителей и эффекты масштаба. Типы кривых средних затрат производителя. Затраты многозаводской фирмы. Эффективный и минимально эффективный размер фирмы. Тип кривой затрат и емкость рынка как структурообразующие факторы.

Фирмы-ценополучатели. Совершенная конкуренция как эталонная структура при анализе рыночной власти. Квазиконкурентное равновесие.

Тема 3.  Модели монополистических рынков

Модель монополии. Измерение общественных потерь, вызываемых монополизацией. «Треугольник Харберджера»

Естественная монополия, ее типы и проблемы регулирования. Многопродуктовая естественная монополия. Цены Рамсея.

Тема 4. Модели однородных олигополистических рынков

Классификация олигополии. Однородные рынки, рынки дифференцированного товара.

Неценовая (объемная, количественная) конкуренция. Модель дуополии Курно. Функции реагирования. Равновесие Курно-Нэша. Модель Курно с произвольным числом фирм. Зависимость рыночной цены и объема сделок от числа фирм и их затратных характеристик.

Сговор. Картели.

Ролевая асимметрия на олигополистическом рынке. Модель Штакельберга.

Ценовая конкуренция. Модель Бертрана. Парадокс Бертрана и попытки его разрешения. Дуополия Эджуорта. Ценовые войны.

Модели доминирующей фирмы в конкурентном окружении (закрытый и открытый вход). Типы равновесий.

Тема 5. Модели рынков дифференцированного товара

Понятие и типы дифференциации продукта. Дифференциация продукта как один из факторов рыночной власти производителя.

Горизонтальная дифференциация. Модели потребительского выбора в условиях дифференциации благ: склонность к разнообразию, выбор единственной разновидности. Пространственная дифференциация. Модель Хотеллинга. Дифференциация в пространстве параметров. Модель дифференцированной дуополии на основе базовой модели потребительских предпочтений.

Монополистическая конкуренция: условия модели, равновесия в коротком и длительном периодах.

Понятие вертикальной дифференциации. Модель вертикальной дифференциации на основе базовой модели потребительских предпочтений. Модели вертикальной дифференциации в пространстве качественных характеристик.

Реклама как фактор дифференциации. Модель Дорфмана-Стайнера.

Тема 6. Входные и выходные барьеры

Понятие барьера для входа на рынок и ухода с рынка. Административные и экономические барьеры. Нестратегические барьеры. Стратегические барьеры. Заградительное ценообразование. Модель Силоса-Лабини. Состязательные (потенциально-конкурентные) рынки. Модель Баумоля.

Тема 7. Измерение рыночной власти

Установление границ рынка — территориальных и товарных.

Концентрация продаж и задачи ее измерения. Индексы концентрации. Функция (кривая) концентрации. Дифференциация объемов продаж как фактор концентрации. Вариация рыночных долей. Кривая Лоренца. Индекс Джини. Индекс Линда.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана, его свойства.

Показатели рыночной власти. Индекс Бейна. Индекс q Тобина. Индекс Лернера для фирмы и для рынка.

Измерение сговора (метод Кларка–Дэвиса–Уотерсона).

Применение показателей концентрации и рыночной власти в практике антимонопольных органов.

 

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов. Микроэкономика: В 2-х т. Т. 2. — СПб.: Экономическая школа, 1997.

2. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. — М.: Магистр, 1998.

3. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: В 2-х т. / Пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, 1999.

4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2-х т. / Пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, 2000.

Дополнительная

1. Вехи экономической мысли. Т. 5. Теория отраслевых рынков. — СПб.: Экономическая школа, 2003.

2. Шерер Ф. М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997.

3. Shy О. Industrial Organization: Theory and Applications. – Cambridge: The MIT Press, 1997

4. Church J., Ware R. Industrial Organization: Strategic Approach. – McGraw-Hill, 2000

5. Carlton D. W., Perloff J. M. Modern Industrial Organization. – Scott, Foresman/ Little, Brown higher education, 1990.

 

К перечню именных программ и рекомендованной литературы