дисциплины
СД.Р.08
Специальность 080116 - Математические методы в экономике
Составитель
д-р экон. наук, проф. П.А. Ватник
Санкт-Петербург
2006
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Анализ социально-экономических явлений в значительной степени базируется на результатах анализа и на прогнозах демографических процессов. Сложность связей между количественными характеристиками народонаселения обусловливает необходимость их математического моделирования. Целью дисциплины является овладение методами математического моделирования демографических процессов.
Задачами дисциплины являются:
— изучение студентами системы демографических показателей и методов их построения;
— изучение студентами методологии математического моделирования демографических процессов и конкретных моделей;
— выработка у студентов навыков профессиональной постановки и решения задач моделирования демографических процессов;
— выработка у студентов навыков анализа социально-экономических явлений на основе математических моделей демографических процессов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СТУДЕНТА
Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как «Статистика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Прогнозирование социально-экономических процессов», и дисциплин экономико-математического цикла.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
— иметь ясное представление об основных демографических показателях и о методах измерений в демографии;
— владеть методами анализа демографических процессов на основе использования математических моделей;
— уметь строить математические модели демографических процессов и использовать их для измерения и прогнозирования их характеристик.
3. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица № 1
Наименование раздела Наименование темы дисциплины |
Всего часов |
Аудиторные занятия по формам обучения |
в том числе |
Самостоятельная работа по формам обучения |
|||||||||||||||
лекции |
практические |
лабораторные (ДИ) |
семинары |
||||||||||||||||
очная |
заоч-ная |
очно-заоч-ная |
очная |
заоч-ная |
очно-заоч-ная |
очная |
заоч-ная |
очно-заоч-ная |
очная |
заоч-ная |
очно-заоч-ная |
очная |
заоч-ная |
очно-заоч-ная |
очная |
заоч-ная |
очно-заоч-ная |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1. Введение |
4 |
2 |
– |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
– |
– |
2. Основные демографические показатели |
9 |
6 |
– |
– |
4 |
– |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
– |
– |
3. Элементы ротационной динамики |
8 |
6 |
– |
– |
4 |
– |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
3 |
– |
– |
4. Модели дожития |
17 |
12 |
– |
– |
8 |
– |
– |
4 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
– |
– |
5.Модели воспроизводства населения |
16 |
10 |
– |
– |
6 |
– |
– |
4 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
5 |
– |
– |
6.Модели генетической демографии |
9 |
7 |
– |
– |
4 |
– |
– |
3 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
6 |
– |
– |
7. Модели миграции |
11 |
8 |
– |
– |
6 |
– |
– |
2 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
2 |
– |
– |
в т.ч. курсовая работа |
– |
– |
– |
– |
|
– |
– |
|
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
|
– |
– |
Всего |
74 |
51 |
– |
– |
34 |
– |
– |
17 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
23 |
– |
– |
Количество контрольных работ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачет |
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 Введение
Население как объект изучения. Статистика населения и демография. Количественные характеристики демографических процессов и задачи их моделирования. Математические модели в статистике населения и в анализе демографических процессов.
Тема 2 Основные демографические показатели
Показатели численности населения. Состав и структура населения. Показатели пространственного размещения населения. Показатели численности городского и сельского населения. Распределение населения по полу и возрасту.
Показатели состава семьи.
Статистика движения населения. Показатели воспроизводства населения. Показатели рождаемости и смертности. Показатели продолжительности жизни.
Открытое и замкнутое население. Миграция населения и ее показатели.
Тема 3 Элементы ротационной динамики
Запас и формирующие его потоки. Описание динамики в непрерывном и в дискретном времени. Объемная динамика. Основное балансовое уравнение запаса в конечно-разностной и дифференциальной формах.
Динамика качественных показателей потоков и запаса. Связь качественных показателей запаса с его оборачиваемостью. Динамика средних показателей.
Модели ротационной динамики в демографии. Возрастная динамика.
Тема 4 Модели дожития
Задачи и методы анализа дожития. Продольный и поперечный анализ. Демографическая сетка.
Сила смертности и вероятность дожития. Половозрастные коэффициенты смертности.
Продольный анализ дожития. Дифференциальное уравнение дожития. Функции смертности и дожития: непрерывное и дискретное представления.
Условное поколение и поперечный анализ дожития. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни.
Половозрастная пирамида. Влияние исторических факторов на возрастную структуру населения.
Тема 5 Модели воспроизводства населения
Общая и повозрастная рождаемость. Система показателей воспроизводства населения.
Модель стабильного населения. Условия стабильности. Динамика численности стабильного населения. Дифференциальное уравнение дожития, функции смертности и дожития в модели стабильного населения.
Описание воспроизводственных процессов на основе модели воспроизводства женского населения. Суммарная рождаемость. Брутто-коэфициент воспроизводства. Нетто-коэфициент воспроизводства.
Инкремент роста стабильного населения. Длина поколения.
Модель формирования половозрастной структуры с эндогенной рождаемостью.
Модель стационарного населения, и ее характеристики.
Тема 6. Модели генетической демографии
Понятие и типы генетического равновесия. Модели Харди–Вайнберга, Райта, Валунда.
Модели генетической динамики. Динамика концентрации летальной аллели (модель Харди). Аккумуляция мутантной аллели. Эволюционная динамика.
Тема 7. Модели миграции
Межтерриториальная и межгрупповая миграция.
Основные элементы моделей миграции: потоки и вероятности переходов. Открытые и замкнутые модели миграции.
Модель «иммиграция — эмиграция» с экзогенным иммиграционным потоком. Миграционное равновесие.
Марковские модели миграции. Стохастический граф как средство моделирования миграционных процессов.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема дисциплины
|
Темы практических занятий |
2. Основные демографические показатели |
Расчет основных показателей населения. Построение и анализ демографических таблиц. |
3. Элементы ротационной динамики |
1. Расчет объемных и качественных характеристик потоков и запасов. 2. Анализ связей между динамическими характеристиками движения населения. |
4. Модели дожития |
Построение функций дожития: дискретные и непрерывные модели. Расчет ожидаемой продолжительности жизни. |
5. Модели воспроизводства населения |
Расчет коэффициентов воспроизводства и инкремента численности стабильного населения. Расчет длины поколения. |
6. Модели генетической демографии |
1. Анализ генетических равновесий различных типов. 2. Расчет по моделям генетической динамики |
7. Модели миграции |
Расчет характеристик миграционного равновесия в открытых и замкнутых моделях. . |
6. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Рабочим учебным планом не предусмотрены.
7. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Рабочим учебным планом не предусмотрен.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ИЛИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА)
Рабочим учебным планом не предусмотрены.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
9.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
9.1.1 Основная литература
1. Венецкий И. Г. Математические методы в демографии. — М., Статистика, 1971.
2. Демография и статистика населения: Учебное пособие. — М.: МЭСИ, 2002.
3. Статистика населения с основами демографии: Учебник. / Г. С. Кильдишев и др. — М.: Финансы и статистика, 1990.
9.1.2 Дополнительная литература
1. Демографический ежегодник России: Статистический сборник. 1996, 1997. — М.: Госкомстат России.
2. Кильдишев Г. С. Модели и прогнозы населения. — М.: МЭСИ, 1981.
3. Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. — М.: Мысль, 1989.
4. Народонаселение: Энциклопедический словарь./ Под ред. Г. Г. Меликяна. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994.
5. Население мира: Статистический справочник. / В. А. Борисов (сост.) — М. Мысль, 1989.
9.2 Методы и средства обучения
Обучение производится в формах лекций и практических занятий.
10. Контроль знаний СТУДЕНТОВ
10.1 Формы текущего контроля
На практических занятиях преподавателем регулярно проверяется и оценивается выполнение студентами как заданий, предложенных для работы на занятиях, так и домашних заданий. В течение семестра в часы практических занятий выполняются проверочные работы.
10.2 Форма ПРОМЕЖУТОЧНОГО контроля по дисциплине
Промежуточный контроль производится в форме устного зачета.