Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
10.7. Антиинфляционная политика    

Политика цен и доходов

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда (вариант градуирования). Аргументы сторонников политики цен и доходов сводятся к тому, что, во-первых, контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, и, во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов - заработную плату.

Оппоненты политики цен и доходов обращают внимание на то, что без сокращения роста денежной массы подобная политика обречена на неудачу. Обычно при этом указывают на опыт введения контроля за ценами в США администрацией президента Никсона. Контроль был введен в августе 1972 г., когда инфляция (в годовом исчислении) составляла 3-5%. Спустя 2 года она достигла 12%, поскольку рост бюджетного дефицита и денежной массы из-за продолжающейся вьетнамской войны перекрыл эффект, который, быть может, и был получен в результате введения контроля за доходами. Поэтому такой контроль может рассматриваться лишь как дополнительный инструмент антиинфляционной политики.

Однако наиболее жесткие оппоненты политики цен и доходов идут в своей критике дальше. Они указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому политика цен и доходов может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означало бы по существу подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.

С этой точки зрения замена рыночного механизма административно-командной системой в СССР явилась не результатом следования идеологическим установкам, а всего лишь побочным продуктом проводившейся в 30-е гг. политики цен и доходов. Столкнувшись в первые же годы индустриализации с резким ростом номинальной зарплаты из-за конкуренции отраслей и предприятий на рынке труда и стремясь в то же время сохранить высокие темпы индустриализации, правительство постепенно ввело жесткий контроль за уровнем зарплаты на каждом предприятии. Средства на зарплату выдавались учреждениями Госбанка лишь в меру выполнения предприятиями установленных планов производства и роста производительности труда. Одновременно была резко ограничена мобильность рабочей силы (введение паспортов, прописки, трудовых книжек, замена свободного найма «оргнабором», распределением и перераспределением специалистов, ограничения на право менять место работы). Хотя впоследствии ряд этих мер был отменен или ослаблен, все же их основной костяк позволил в послевоенные годы резко ограничить рост номинальной зарплаты и перевести инфляцию из преимущественно открытой, какой она была в 30-е гг., в преимущественно подавленную (1955-1991 гг.).

Политика цен и доходов использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся стран в 80-е гг. Ее результаты неоднозначны. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В то же время в Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут исключительно монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов.

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита госбюджета будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Распределение бремени повышения личных налогов зависит от того, будет ли это распределение пропорциональным или прогрессивным. Поэтому правительство испытывает постоянное давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса.

В целом из анализа причин возникновения инфляции следует, что ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе:
а) фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения;
б) денежной политики стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны (национального дохода полной занятости);
в) валютной политики (которая рассматривается в главе 12)
не допускать импорта инфляции. В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава