11.1. Фискальная политика |
Версия «новых классиков» Современная интерпретация последствий фискального импульса, основанная на исходных постулатах неоклассиков - совершенная гибкость цен и нейтральность денег - разработана в концепции новых классиков, создателями которой признаны Р. Барро, Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес.3 Включим в неоклассическую модель (см. 8.1) государственные расходы, финансируемые за счет налогов
Воздействие государственных расходов на экономическую конъюнктуру проявляется в том, что: Допустим, что при увеличении государственных расходов на 1 ед. домашние хозяйства экономят на потребительских расходах ед. и выпуск продукции увеличивается на ед. Оценка последствий роста государственных расходов зависит от значений и . Если ( + ) > 1, то экономически целесообразно увеличивать государственные расходы, так как выигрыш населения от экономии потребительских расходов и увеличения производимого национального дохода перекрывает потери от налогообложения. Следовательно, население заинтересовано в том, чтобы доля госбюджета в ВВП росла до тех пор, пока не установится равенство ( + ) = 1. Разумно предположить, что вследствие общей заинтересованности эта возможность повысить благосостояние реализована в каждой стране. Поэтому дальнейшее увеличение государственных расходов происходит при ( + ) < 1. С учетом этого обстоятельства проследим за последствиями фискального импульса. Они различаются в зависимости от того, происходит ли одноразовое (временное) или постоянное (длительное) увеличение государственных расходов, т.е. сокращается ли располагаемый доход домашних хозяйств только в одном периоде или на протяжении многих последующих периодов. Поскольку поведение домашних хозяйств на рынке благ определяется их стремлением составить план потребления на весь срок жизни, то при одноразовом сокращении располагаемого дохода объем потребления практически не меняется, так как потери от прироста налогов компенсируются за счет сокращения сбережений. Тем не менее потребительские расходы сократятся на величину экономии домашних хозяйств в результате потребления дополнительных общественных благ. Поэтому рост государственных расходов на G увеличит совокупный спрос на блага на (сдвиг y0D y1D на рис. 11.2). Совокупное предложение благ увеличится на yS = G (сдвиг y0S y1S и как следствие сдвиг N0D N1D). Поскольку в реальных условиях + < 1, то приращение совокупного спроса превышает приращение совокупного предложения. На рис. 11.2 это отображено тем, что кривая yD сдвигается вправо на большее расстояние, чем на кривая yS. Для восстановления равновесия на рынке благ должна возрасти ставка процента. Это произойдет из-за сокращения объема сбережений и возникновения дефицита на рынке капитала.
|