Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
11.1. Фискальная политика    

Версия «новых классиков»

Современная интерпретация последствий фискального импульса, основанная на исходных постулатах неоклассиков - совершенная гибкость цен и нейтральность денег - разработана в концепции новых классиков, создателями которой признаны Р. Барро, Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес.3

Включим в неоклассическую модель (см. 8.1) государственные расходы, финансируемые за счет налогов

Воздействие государственных расходов на экономическую конъюнктуру проявляется в том, что:
а) сокращается располагаемый доход домашних хозяйств, поскольку источником государственных расходов являются налоги;
б) уменьшаются потребительские расходы, так как часть потребностей домашних хозяйств удовлетворяется за счет государства: бесплатное образование, медицинское обслуживание и пр.;
в) увеличивается результативность производства из-за того, что государство финансирует фундаментальные научные исследования, переподготовку кадров, строительство дорог и пр.

Допустим, что при увеличении государственных расходов на 1 ед. домашние хозяйства экономят на потребительских расходах ед. и выпуск продукции увеличивается на ед. Оценка последствий роста государственных расходов зависит от значений и . Если ( + ) > 1, то экономически целесообразно увеличивать государственные расходы, так как выигрыш населения от экономии потребительских расходов и увеличения производимого национального дохода перекрывает потери от налогообложения. Следовательно, население заинтересовано в том, чтобы доля госбюджета в ВВП росла до тех пор, пока не установится равенство ( + ) = 1. Разумно предположить, что вследствие общей заинтересованности эта возможность повысить благосостояние реализована в каждой стране. Поэтому дальнейшее увеличение государственных расходов происходит при ( + ) < 1. С учетом этого обстоятельства проследим за последствиями фискального импульса. Они различаются в зависимости от того, происходит ли одноразовое (временное) или постоянное (длительное) увеличение государственных расходов, т.е. сокращается ли располагаемый доход домашних хозяйств только в одном периоде или на протяжении многих последующих периодов.

Поскольку поведение домашних хозяйств на рынке благ определяется их стремлением составить план потребления на весь срок жизни, то при одноразовом сокращении располагаемого дохода объем потребления практически не меняется, так как потери от прироста налогов компенсируются за счет сокращения сбережений. Тем не менее потребительские расходы сократятся на величину экономии домашних хозяйств в результате потребления дополнительных общественных благ. Поэтому рост государственных расходов на  G увеличит совокупный спрос на блага на (сдвиг y0D  y1D на рис. 11.2). Совокупное предложение благ увеличится на yS = G (сдвиг y0S  y1S и как следствие сдвиг N0D  N1D). Поскольку в реальных условиях  +  < 1, то приращение совокупного спроса превышает приращение совокупного предложения. На рис. 11.2 это отображено тем, что кривая yD сдвигается вправо на большее расстояние, чем на кривая yS. Для восстановления равновесия на рынке благ должна возрасти ставка процента. Это произойдет из-за сокращения объема сбережений и возникновения дефицита на рынке капитала.

Рис. 11.2. Последствия одноразового
роста государственных расходов
в неоклассической концепции


Вследствие повышения ставки процента сократятся и инвестиционный, и потребительский спрос (движение по кривой y1D вверх), а предложение труда увеличится (сдвиг N0S  N1S). Из-за увеличения предложения труда кривая совокупного предложения сдвинется вправо еще раз (y0S  y1S), в результате несколько снизится ставка процента и возрастут инвестиционный и потребительский спрос.

Общий результат однократного увеличения государственных расходов: увеличение производства и количества используемого труда, сокращение частного потребления и инвестиций из-за повышения ставки процента; производство увеличилось, но вследствие эффекта вытеснения прирост производства меньше прироста государственных расходов, т.е. мультипликатор меньше единицы.

Когда государственные расходы растут постоянно, тогда и располагаемый доход домашних хозяйств становится меньше не только в текущем, но в последующих периодах. В этом случае рост расходов государства сопровождается сокращением потребления, а не сбережения домашних хозяйств; объем сбережений определяется в соответствии со сложившейся ставкой процента и объемом располагаемого дохода. Следовательно, сокращение потребительских расходов равно приращению расходов государства.

Рис. 11.3. Последствия перманентного
роста государственных расходов
в неоклассической концепции


Из-за равновеликого, но противоположно направленного изменения расходов государства и домашних хозяйств совокупный спрос на блага не изменится. Но дополнительные расходы государства увеличивают производство национального дохода на yS = G. Так как такое увеличение происходит ежегодно, то домашние хозяйства повышают на эту величину потребление. В результате yS = G = yD, т.е. кривые совокупного спроса и совокупного предложения сдвигаются на одинаковое расстояние и на рынке благ восстанавливается равновесие при возросшем доходе и неизменной ставке процента (рис. 11.3).

Таким образом, при постоянном росте государственных расходов в каждом периоде производство растет на y = G, потребление домашних хозяйств сокращается на C = (1 - )G, ставка процента, объем инвестиций и занятость не изменяются. Государственные расходы вытесняют частное потребление.

Общая оценка экспансионистской фискальной политики новыми классиками отрицательная: рост государственных расходов уменьшает частное потребление и инвестиции, что препятствует устойчивому экономическому росту.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава