Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 11. Стабилизационная политика в закрытой экономике    

11.3. Комбинированная экономическая политика

Для регулирования экономической конъюнктуры государство может одновременно применять инструменты и фискальной, и денежной политики.

Версия «новых классиков». Для комплексного представления последствий стабилизационной политики государства в концепции новых классиков используется макроэкономическая модель, состоящая из двух дифференциальных уравнений - динамических функций совокупного спроса и совокупного предложения

(11.1)
(11.2)

где At - независимый от реальной кассы спрос на блага, включая государственные расходы; h и g - коэффициенты согласования размерности; t и t - стохастические переменные с нулевым ожиданием, представляющие все неучтенные в модели случайные факторы сформирования совокупного спроса и предложения.

Благодаря гибкости цен правые части равенств (11.1) и (11.2) всегда равны друг другу.

В соответствии с концепцией рациональных ожиданий

(11.3)
(11.4)

Из системы уравнений (11.3) и (11.4) следует, что ожидаемое значение темпа инфляции формируется на основе намерений правительства:

(11.5)

Чтобы выделить факторы, отклоняющие фактические значения реального национального дохода и темпа инфляции от ожидаемых их значений, вычтем из равенства (11.1) равенство (11.3) и из равенства (11.2) равенство (11.4):

(11.6)
(11.7)

Приравняв правые части равенств (11.6) и (11.7) друг к другу и решив полученное равенство относительно t, найдем равновесный темп инфляции

(11.8)

Подставив значение t* в равенство (11.7) и учитывая равенство (11.4), определим равновесную величину национального дохода:

(11.9)

Из равенств (11.8) и (11.9) следует, что при отсутствии непредвиденных обстоятельств (t = t = 0) и неожиданных мероприятий стабилизационной политики правительства (At = Ate и t = te), фактический темп инфляции равен ожидаемому, а объем производства - величине национального дохода полной занятости. Любое непредвиденное событие, будь то экзогенные шоки технического прогресса или мероприятия экономической политики, отклоняют фактические значения от ожидаемых. При случайном повышении совокупного спроса (t > 0) уровень цен повышается; в случае непредвиденного роста совокупного предложения (t > 0) темп инфляции снижается.

Когда государство не проводит активной стабилизационной политики (At = t = 0, а потому и Ate  = te = 0), тогда величина национального дохода колеблется около значения национального дохода полной занятости, а уровень цен растет или понижается в зависимости от того, возникают ли экзогенные шоки на стороне спроса или предложения, и от того, положительные или отрицательные значения принимают параметры t и t.

Таким образом, из модели новых классиков следует, что текущая величина национального дохода отклоняется от своего значения при полной занятости по двум причинам: из-за случайных экзогенных шоков и вследствие непредвиденных мероприятий стабилизационной политики. Но каков бы ни был объем производства, благодаря гибкости цен совокупный спрос всегда равен совокупному предложению. Экономика всегда находится в равновесном состоянии, хотя величина национального дохода подвержена конъюнктурным колебаниям.

Пусть возник непредвиденный отрицательный шок предложения (t < 0; резкое повышение цен на энергоносители). Тогда в соответствии с равенствами (11.8) и (11.9) темп инфляции возрастет, а реальный национальный доход уменьшится. Если правительство для устранения возникшей стагфляции объявит о проведении экспансионистской стабилизационной политики (At > At-1 и/или t > t-1) то, как следует из равенств (11.8) и (11.9), эффекта от нее не будет.

При антиципированной денежной политике (t = te) не только увеличение предложения денег, но и постоянное повышение темпа его роста не влияет на значения реальных экономических величин. В этом суть провозглашенной «новыми классиками» супернейтральности денег.

В соответствии с концепцией новых классиков только неантиципированные мероприятия экономической политики оказывают воздействие на реальный сектор. Но такая политика по определению долго продолжаться не может. Если правительство строит свою экономическую политику на «сюрпризах» (неожиданные денежные реформы, непредсказуемые изменения системы налогообложения, непредусмотренные переносы выплат по государственному долгу и пр.), то равновесие в конечном счете устанавливается при менее благоприятных условиях вследствие возникновения дополнительных общественных издержек (недоверие к отечественной валюте, уклонение от уплаты налогов, сужение кредитной сферы и пр.). При непредсказуемой денежной политике даже изменение относительных цен экономические субъекты принимают за изменение уровня цен и в результате парализуется аллокационная функция рынка.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава