11.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг |
Разновидности дефицита При анализе взаимозависимости между стабилизационной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный дефицит и циклический дефицит. Под структурным дефицитом (S) подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения S = G - TyyF. Циклический дефицит (C) есть разность между фактическим и структурным дефицитами C = - S = (G - Tyy) - (G - TyyF) = Ty(yF - y). Во время спада (y < yF) к структурному дефициту добавляется циклический, во время бума (y > yF) структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного. Таблица 11.3 Структура дефицита государственного бюджета семи индустриально развитых стран в 1996-1998 гг.18
Структурный дефицит является следствием экспансионистской экономической политики государства, а циклический - действия встроенных стабилизаторов. Поэтому по размеру наблюдаемого дефицита государственного бюджета нельзя судить о том, насколько активно государство проводит фискальную политику. В некоторых случаях во время спада дефицит государственного бюджета можно уменьшить не сокращая, а увеличивая расходы государства. Например, если мультипликатор автономных расходов равен 5, а ставка подоходного налога Ty = 0,25, то при увеличении государственных расходов на G налоговые поступления возрастут на yTy = 0,25·5G = 1,25G. Рост реального национального дохода, наряду с избытком государственного бюджета, уменьшает тяжесть обязательств по обслуживанию государственного долга. Для обоснования этого положения обозначим долю государственного долга в национальном доходе g = D/Py . Тогда
Приращение государственного долга (dD) за период равно текущему размеру бюджетного дефицита, который разлагается на первичный дефицит и сумму выплат процентов по государственному долгу dD = P(G - T) + iD. Поэтому уменьшаемое в правой части равенства (11.13) равно
С учетом равенства (11.14) приращение доли государственного долга в национальном доходе предстает в виде
Из выражения (11.15) следует, что доля государственного долга в национальном доходе уменьшается в двух случаях: когда образовывается первичный бюджетный избыток (G < T) и когда темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента. Ниже это правило проиллюстрировано статистическими данными экономики США:
Обозначим годовой темп прироста реального национального дохода n; тогда yt = y0(1 + n)t. При заданной доле бюджетного дефицита в национальном доходе /y в году Т сумма государственного долга будет
а ее доля в национальном доходе
При = 0,03 и g = 0,6 получаем: n = 0,0526, т.е. страна с предельными значениями нормативов, принятых в Европейском союзе, должна иметь 5,26% прироста реального национального дохода. |