Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
11.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг    

Разновидности дефицита

При анализе взаимозависимости между стабилизационной политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный дефицит и циклический дефицит.

Под структурным дефицитом (S) подразумевается разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения

S = G - TyyF.

Циклический дефицит (C) есть разность между фактическим и структурным дефицитами

C =  - S = (G - Tyy) - (G - TyyF) = Ty(yF - y).

Во время спада (y < yF) к структурному дефициту добавляется циклический, во время бума (y > yF) структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время спада больше, а во время бума меньше структурного.

Таблица 11.3

Структура дефицита государственного бюджета семи индустриально развитых стран в 1996-1998 гг.18
Страна
Дефицит государственного бюджета, % от ВВП, по годам
структурный
циклический
общий
1996
1997
1998
1996
1997
1998
1996
1997
1998
США
1,4
1,4
1,5
0,2
-0,3
-0,3
1,6
1,1
1,2
Япония
3,1
1,8
1,0
1,3
1,3
1,3
4,4
3,1
2,3
Германия
3,1
2,6
2,3
0,7
0,6
0,4
3,8
3,2
2,7
Франция
2,6
1,9
2,1
1,6
1,3
0,9
4,2
3,2
3,0
Италия
6,1
2,4
3,0
0,6
0,8
0,8
6,7
3,2
3,8
Англия
3,6
2,4
1,7
0,8
0,4
0,1
4,4
2,8
1,8
Канада
0,5
-0,7
-1,1
1,3
0,9
0,6
1,8
0,2
-0,5

Структурный дефицит является следствием экспансионистской экономической политики государства, а циклический - действия встроенных стабилизаторов. Поэтому по размеру наблюдаемого дефицита государственного бюджета нельзя судить о том, насколько активно государство проводит фискальную политику. В некоторых случаях во время спада дефицит государственного бюджета можно уменьшить не сокращая, а увеличивая расходы государства. Например, если мультипликатор автономных расходов равен 5, а ставка подоходного налога Ty = 0,25, то при увеличении государственных расходов на G налоговые поступления возрастут на yTy = 0,25·5G = 1,25G.

Рост реального национального дохода, наряду с избытком государственного бюджета, уменьшает тяжесть обязательств по обслуживанию государственного долга.

Для обоснования этого положения обозначим долю государственного долга в национальном доходе g = D/Py . Тогда

.
(11.13)

Приращение государственного долга (dD) за период равно текущему размеру бюджетного дефицита, который разлагается на первичный дефицит и сумму выплат процентов по государственному долгу

dD = P(G - T) + iD.

Поэтому уменьшаемое в правой части равенства (11.13) равно

.
(11.14)

С учетом равенства (11.14) приращение доли государственного долга в национальном доходе предстает в виде

.
(11.15)

Из выражения (11.15) следует, что доля государственного долга в национальном доходе уменьшается в двух случаях: когда образовывается первичный бюджетный избыток (G < T) и когда темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента. Ниже это правило проиллюстрировано статистическими данными экономики США:

Годы
1996
1997
1998
1999
Номинальная ставка процента (трехмесячная)
5,4
5,6
5,5
5,4
Инфляция, %
2,9
2,3
1,6
2,2
Реальная ставка процента
2,5
3,3
3,9
3,2
Прирост ВВП, %
3,7
4,5
4,3
3,9
Долг, % ВВП
61,3
59,1
56,3
52,5

Обозначим годовой темп прироста реального национального дохода n; тогда yt = y0(1 + n)t. При заданной доле бюджетного дефицита в национальном доходе   /y в году Т сумма государственного долга будет

а ее доля в национальном доходе

При  = 0,03 и g = 0,6 получаем: n = 0,0526, т.е. страна с предельными значениями нормативов, принятых в Европейском союзе, должна иметь 5,26% прироста реального национального дохода.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава