Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 13. Неокейсианство    

13.6. Жесткость цен

Не только отсутствие Аукциониста приводит к тому, что при несбалансированности гипотетических планов агентов рынка вместо ценового может происходить количественное приспособление спроса и предложения. На рынках несовершенной конкуренции, которые преобладают в современной экономике, жесткость цен может быть результатом того, что кривая спроса производителя на его продукцию имеет вид ломанной линии: он ожидает, что в ответ на его снижение цены конкуренты ответят тем же и его объем продаж практически не изменится, а на его повышение цены конкуренты не прореагируют и он потеряет часть рынка.

В качестве одной из причин негибкости цен на рынках несовершенной конкуренции выступают «издержки меню», под которыми подразумевают денежные и неденежные издержки, связанные с изменением цены. Издержки меню могут сопровождаться внешним макроэкономическим эффектом, тогда микро- и макроэкономические оптимумы не совпадают.

Рис. 13.20. Жесткость цен на рынке несовершенной конкуренции


Рассмотрим этот эффект на рис. 13.20. Спрос на продукцию монополистического конкурента зависит от ее цены (p) и состояния макроэкономической конъюнктуры, представленной совокупным спросом: D = D(pyD). При исходном состоянии макроэкономической конъюнктуры фирма, максимизирующая прибыль, выбирает сочетание p0Q0. Если в результате рецессии кривая спроса сместится влево, то максимум прибыли фирмы обеспечивает сочетаниее p1Q1. Но приращение прибыли в результате перехода от первого сочетания ко второму фирма может посчитать недостаточным для компенсации явных и неявных издержек, связанных с изменением цены. Тогда она будет придерживаться исходной цены и производит Q2 единицы продукции.

Аналогичная реакция всех фирм на ухудшение экономической конъюнктуры создаст макроэкономическое квазиравновесие. Так незначительные потери для каждой фирмы сочетаются с большими социально-экономическими потерями общества в виде увеличения конъюнктурной безработицы.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава