ПРЕДИСЛОВИЕ |
Электронный учебник «МАКРОЭКОНОМИКА» создан на основе четвертого переработанного и дополненного печатного издания учебника по стандартному учебному курсу «Макроэкономика»1. При подготовке данного электронного учебника авторы воспользовались возможностью учесть многочисленные отклики, предложения и замечания отечественных и зарубежных читателей на предыдущие издания и учли поступившие предложения и замечания при определении содержания и методики изложения материала. В 1996 г. вышло в свет первое издание учебника «Макроэкономика», сориентированного на углубленное изучение теории функционирования рыночного хозяйства с использованием современных инструментов экономического анализа. Как первое, так и последовавшие за ним второе (1997), третье (1999) и четвертое (2003) издания быстро разошлись по всей стране. За это время учебник прошел успешную апробацию в большинстве отечественных экономических вузов, стал базовым в ведущих учебных заведениях. Авторы получили много положительных отзывов не только от российских читателей, но и от профессоров ряда университетов Великобритании, Германии, США, Франции, Швеции, Китая. Учебник был предметом нескольких публичных обсуждений, на которых в целом был одобрен. В 2000 г. за создание комплекта учебников «Макроэкономика» и «Микроэкономика» авторам была присуждена премия Правительства РФ в области образования. Время очередного переиздания книги определяется спросом. При этом авторы используют представившуюся возможность подправить содержание учебника в соответствии с развитием экономической теории и практики, а также опыта его применения в учебном процессе. Поскольку между 4-м и 5-м изданиями прошло менее года, то переработка содержания свелась к обновлению фактологического материала, служащего иллюстрацией ряда теоретических положений, улучшению методики изложения некоторых сложных проблем и устранению замеченных неточностей и опечаток. В пятом издании сохранены оправдавшие себя в педагогическом отношении структура и последовательность изложения курса макроэкономики: от анализа взаимодействия макроэкономических субъектов на отдельных рынках через макроэкономические модели функционирования национальной экономики к рассмотрению стабилизационной политики государства. Наряду со стремлением придать учебному курсу логическую целостность авторы с 1-го издания учебника считали необходимым ознакомить учащихся с альтернативными подходами к освещению и решению макроэкономических проблем различными экономическими школами. Наличие в экономической науке соперничающих школ свидетельствует, по нашему мнению, не о ее кризисе, а о творческом развитии в соответствии с ходом истории.2 Многолетний опыт преподавания макроэкономики подтвердил, что используемые в отдельных темах числовые примеры и предлагаемые в конце учебника типовые задачи с решениями очень полезны для более глубокого усвоения материала, и в частности для создания компьютерных обучающих программ. Одновременно с данным изданием учебника авторы подготовили большое число электронных диалоговых упражнений, с которыми можно ознакомиться на сайте СПбГУЭФ: www.finec.ru. Авторы выражают глубокую благодарность всем, кто принимал участие в обсуждении рукописи данного учебника, приславших отзывы на предыдущие его издания с замечаниями и предложениями по совершенствованию книги. Особая признательность ушедшему из жизни нашему уважаемому коллеге и соавтору трех первых изданий - доктору экономических наук Гальперину Вадиму Максовичу, который внес неоценимый вклад в формирование методической концепции учебника. Авторы с благодарностью примут критические замечания и рекомендации по совершенствованию содержания и структуры электронного учебника, которые просим присылать по e-mail: PetrGrebennikov@yandex.ru |