Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 10. Теория инфляции    

Приложение:
Антиинфляционная политика В России в 90-х гг. ХХ века

До 1992 г. России, как и СССР в целом, из-за централизованного планирования цен в основном была присуща подавленная инфляция. Тем не менее за 1991 г. ИПЦ в России возрос в 2,6 раза. Чисто открытую форму инфляция в России приобрела с момента либерализации цен в январе 1992 г. С этого же времени правительство начало проводить антиинфляционную политику в присущей рыночной экономике форме.

Либерализация цен позволила узнать, чего действительно стоили рубли, находившиеся тогда в обращении. Поскольку их объем в то время превышал номинальную величину годового ВВП (коэффициент монетизации - M2/Py в 1991 г. был больше единицы), то естественно, что в такой ситуации цены быстро пошли вверх. В январе они возросли в 2,5 раза.

Так как возникшая инфляция была инфляцией спроса, то подавить ее денежные власти (Министерство финансов и Центральный банк РФ) намеревались за счет сокращения в 1,5 раза государственных расходов в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом и замедления темпов роста денежной массы. В первой половине года экономическая ситуация развивалась по плану: после всплеска в январе ИПЦ монотонно снижался до 12% в мае (рис. 1: dM2/M2, dP/P, de/e - соответственно темпы месячного прироста денежного агрегата M2, ИПЦ и обменного курса рубля к доллару в процентах).

рис. 1

Однако против жесткой денежной политики дружно выступили руководители предприятий, столкнувшиеся с недостатком оборотных средств. Если населению, хотя бы частично, было компенсировано снижение его покупательной способности путем повышения зарплаты и пенсий, то кассовые остатки предприятий не были индексированы. Этим предприятия стали оправдывать стремительный рост взаимной задолженности. Ко второму полугодию общий размер неплатежей достиг 3,2 трлн руб., превысив на 62% величину денежной массы M2 на тот же момент. Взаимная задолженность между российскими предприятиями выросла за первое полугодие в 67 раз. На правительство стало оказываться давление, и после того как Президент РФ поддержал директорский корпус, правительство отступило. За счет средств Центрального Банка были предоставлены кредиты на пополнение оборотных средств предприятий и на инвестиции. Всего за июль-сентябрь 1992 года различным отраслям народного хозяйства было выделено около 9% годового ВВП таких кредитов. В августе 1992 г. начался зачет взаимной задолженности, который охватывал отношения между предприятиями, а также расчеты предприятий с коммерческими банками и бюджетом. Погашение задолженностей, оставшихся после проведения взаимозачетов между предприятиями в размере 335 млрд руб., или 17% от величины M2, на конец первого полугодия 1992 г., производилось в основном Центральным банком России.

Второе обстоятельство, не позволившее провести жесткую денежную политику, - это самостоятельность центральных банков стран СНГ, на территории которых еще использовался российский рубль. В то время Россия контролировала эмиссию только наличных рублей. Безналичную рублевую эмиссию до лета 1992 г. осуществляло множество эмиссионных центров бывшего СССР. Более того, на территории ряда из них стали вводиться собственные денежные суррогаты: купоны, «зайчики». Все это способствовало росту денежной массы в России, следствием чего явился рост цен на блага и иностранную валюту (см. рис. 1). За год ИПЦ возрос в 26,1 раза.

Кредитная эмиссия лета 1992 г. не пошла на пользу отечественной промышленности. Дополнительные деньги, в которых якобы так нуждались предприятия, быстро перетекли на валютный рынок. Практика подтвердила, что недостаток денег у большинства российских предприятий был связан не с чрезмерно жесткой денежной политикой, а с их неэффективной работой - производством никому не нужной продукции. С другой стороны, эффективно работающие предприятия вкладывали прибыль не в расширение производства, а в операции на валютном рынке. Для населения основной формой сбережений тоже была иностранная валюта. В результате курс доллара возрос с 123 руб./дол. в мае до 484 руб./дол. к концу года.

Вышедший из-под контроля во второй половине 1992 г. денежный рынок продолжал свое стихийное развитие в следующем году. Денежные власти не владели еще инструментами его регулирования. Вплоть до 1994 г. ставка рефинансирования (цена денег Центрального банка для ком-мерческих банков) была ниже номинальной межбанковской процентной ставки, а реальная ставка процента на межбанковском рынке была отрицательной. В результате коммерческие банки получали хорошие прибыли на денежном и валютном рынках. Спекуляция на валюте стала самой доходной финансовой операцией в ущерб вложениям в реальный капитал.

1993 год для экономики России в целом и ее финансовой системы в частности был самым неблагоприятным. Из-за конфронтации между Верховным Советом и Правительством бюджет был утвержден лишь в конце марта. В нем предусматривался дефицит в размере 18% ВВП. В конце июня 1993 года Верховным Советом был рассмотрен доработанный МФ РФ проект республиканского бюджета. В нем предусматривалось сокращение дефицита с 18% ВВП до примерно 10% ВВП. Однако после обсуждения в Верховном Совете проект был скорректирован, и дефицит был определен в размере 22,6% ВВП. Президент Б.Ельцин не подписал этот Закон, вернув его для рассмотрения во втором чтении. Но парламент повторно утвердил практически тот же вариант бюджета.

Летом 1993 г. впервые с 1992 г. проявилась тенденция сокращения налоговых поступлений. В результате при практически неизменных расходах федерального бюджета его фактический дефицит по сравнению с плановым более чем удвоился. Финансирование расходов осуществлялось за счет продаж правительством валюты (1,6% ВВП), драгоценных металлов (0,8% ВВП) и кредита МВФ (1,6% ВВП). Начавшийся в 1993 г. процесс снижения налоговых поступлений в государственный бюджет не удалось остановить в последующие годы. Это послужило одной из основных причин кризиса государственных финансов в августе 1998 г. Хотя в 1993 г. ИПЦ вырос лишь в 9,4 раза (в 1992 г. - в 26,1 раза), инфляция была устойчиво высокой (в среднем 20% в месяц) на протяжении всего года (рис. 2).

рис. 2

Однако за первые два года экономических преобразований денежные власти России приобрели полезный опыт и обогатили свой арсенал инструментов регулирования денежного рынка. В течение всего года Центральный банк неуклонно повышал ставку рефинансирования с 50 до 210% годовых. Вслед за ставкой рефинансирования вверх пошли все другие цены денежного рынка. В результате в ноябре 1993 реальная межбанковская ставка впервые, хотя и не надолго, стала положительной; стабильно положительной она стала лишь с конца 1995 г. (рис. 3).

рис. 3

С сентября 1993 г. все целевые кредиты правительства (сельскому хозяйству, Крайнему Северу, на конверсию), которые до этого времени были практически бесплатны, стали предоставляться по ставке процента не ниже ставки рефинансирования.

В мае 1993 г. на денежном рынке России появился новый инструмент - государственные краткосрочные облигации (ГКО), который был призван отвлечь средства с валютного рынка и постепенно заменить прямое финансирование Центральным банком дефицита федерального бюджета заимствованием государства на денежном рынке. В этом же году завершилось обособление российской национальной валюты от валют стран СНГ (лишь в Таджикистане рубль обращался вплоть до 1995 г.).

Большой вклад в достижение финансовой стабилизации России в последующие годы внесла принятая в конце 1993 г. Конституция РФ. Она затруднила принятие законодателями популистских бюджетных решений, которые порой принимались «с голоса». Процесс законотворчества был введен в режим жесткой процедуры. Решения, касающиеся бюджета, могли приниматься Государственной думой только при наличии заключения правительства. Конституция провозгласила Центральный банк независимым от законодателей органом. Начиная с 1993 г. денежные власти стали доводить до общественности свои планы путем опубликования Денежной программы, раскрывающей целевые установки денежной политики на предстоящий год.

При составлении своей Программы на 1994 год денежные власти России были более осторожны, чем в предшествующие годы. Они взяли на себя достаточно скромные задания по снижению инфляции. В результате фактический темп роста цен оказался намного ниже запланированного. Это привело к тому, что поступления в государственный бюджет стали отставать от запланированных. Уменьшилось бюджетное финансирование, начались невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы . Поэтому во втором полугодии пришлось пойти на незапланированную кредитную эмиссию. Последствия ее оказались теми же, что и в предшествующие годы: быстрый рост курса доллара, вылившийся в «черный вторник» (за день 11.10.1994 курс доллара возрос с 3081 до 3926 р./дол.). К концу года валютные резервы ЦБР сократились до минимального уровня 1,5 млрд. долл. Кризис валютного рынка оказался столь неожиданным, что за ним усмотрели политическую интригу против правительства. Был заменен председатель Центрального банка, искали виновников кризиса и среди руководителей крупнейших коммерческих банков. Ситуацию в финансовом секторе в 1994 г. характеризует рис. 4.

рис. 4

К 1995 г. российские денежные власти пришли уже во всеоружии. Денежная программа на 1995 год предусматривала отказ от использования прямых кредитов Центрального банка РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Дефицит бюджета в рублевой части предпола-галось в основном покрывать за счет продажи государственных ценных бумаг и займа МВФ. Были изменены каналы денежного предложения. Если в 1992-1993 гг. расширение денежной базы происходило в основном за счет кредитов ЦБР правительству, отдельным предприятиям и странам СНГ, то в 1995 источниками роста денежного предложения стали прирост портфеля государственных ценных бумаг и валютных резервов в активах Центрального банка. Был расширен круг инструментов регулирования денежного рынка. Завершилось создание современной системы обязательного резервирования в Центральном банке вкладов населения в коммерческих банках, существовавшая до 1995 г. в сильно урезанном виде. Этот инструмент стал активно использоваться для регулирования денежного обращения в стране. Особенно удачным оказалось введение нормы резервирования депозитов в иностранной валюте. Норма резерва по валютным счетам действует как встроенный стабилизатор. Она делает невыгодным для коммерческих банков чрезмерный рост валютных средств и игру на повышение курса доллара, так как отчисления в резерв ведутся по рублевому эквиваленту. Чем больше иностранной валюты приобретают коммерческие банки, тем больше повышается ее курс и тем больше отечественных денег им приходится отчислять в обязательный резерв. Снижение спроса на иностранную валюту с введением норматива обязательного резервирования инвалютных счетов имело большое значение для Центрального банка, так как «черного вторника» в октябре 1994 г. его валютные резервы в начале 1995 г. были минимальны.

В течение всего 1995 года действовала фактически запретительная ставка рефинансирования. Она почти все время существенно превышала ставку на рынке межбанковских кредитов, а с середины марта и до конца года - средневзвешенную доходность ГКО. Из-за недостатка отечественных денег коммерческие банки начали продавать иностранную валюту. Центральному банку пришлось значительно увеличить свои валютные резервы. Это привело к увеличению денежной массы, однако ускорения инфляции не произошло, так как дополнительные деньги поглотил успешно функционировавший рынок ГКО: приобретая ГКО, коммерческие банки сокращают свои избыточные резервы, определяющие их кредитные возможности. В начале 1995 г. соотношение между объемом операций на валютном рынке, рынке ГКО и межбанковским кредитом было 70 : 15 : 15; в середине года - 40 : 30 : 30, а к концу года - 15 : 70 : 15. Кроме того, в целях предотвращения чрезмерного роста количества денег в обращении Центральный банк открыл коммерческим банкам специальные депозитные счета с годовой доходностью 10-25%. Еще один инструмент гибкого управления банковской ликвидностью - РЕПО (договор о сделке на покупку ценных бумаг с правом обратного выкупа) - был введен в 1996 г.

Свидетельством уверенности денежных властей в возможности регулирования денежного рынка стало введение 06.07.1995 «валютного коридора» (рис. 5). Валютный коридор стабилизировал обстановку на валютном рынке, которая после событий 1994 г. была очень напряженной. Так, в мае 1995 г. при текущем обменном курсе 5060 руб./дол. фьютчерные сделки на декабрь заключались по 7000 руб./дол. (фактически курс оказался равным 4622 руб./дол.). После введения валютного коридора на правительство ослабло давление, оказываемое в противоположных направлениях лоббистами экспортеров и импортеров.

рис. 5

В первом полугодии 1995 г. в стране сохранялись высокие инфляционные ожидания, подкрепленные большими закупками ЦБР на валютном рынке в целях увеличения валютных резервов; в начале мая они достигли 3,2 млрд долл. Поэтому введением валютного коридора правительство стремилось обеспечить доверие населения и бизнеса к мероприятиям антиинфляционной политики, что является необходимым условием достижения ее конечной цели. Дело в том, что из двух основных инструментов антиинфляционной политики - регулирование количества находящихся в обращении денег и поддержание фиксированного обменного курса национальной валюты к устойчивой иностранной валюте - второй представляется публике более доступным для контроля за действиями денежных властей: колебания обменного курса - более популярный показатель, чем изменения денежной базы или норм минимального резервного покрытия. Однако при определенных условиях названные инструменты оказываются в отношении субституции, что и проявилось на практике в конце 1997 г., когда отток иностранного капитала из России, вызванный кризисом на Гонконгской фондовой бирже, вынуждал Центральный банк России продавать иностранную валюту для поддержания обменного курса рубля в коридоре, сокращая тем самым количество находящихся в обращении денег, а для снижения чрезмерно высокой в то время ставки процента на денежном рынке требовалось увеличить их предложение.

Поскольку валютный коридор сначала был установлен лишь на 3 месяца, то коммерческие банки стали придерживать валюту, ожидая, что осенью, по завершении срока действия коридора, курс доллара резко возрастет. Недостаток предложения на валютном рынке пришлось пополнить Центральному банку. Это наряду с вышеперечисленными мерами по сдерживанию роста денежной массы привело к сокращению денег в обращении. По мере приближения конца срока действия валютного коридора спрос на рынке межбанковского кредита все больше превышал предложение, а 24 августа 1995 г., в «черный четверг», предложения денег вообще не оказалось, несмотря на то что по однодневным кредитам предлагали 2000% годовых.

На этот раз в отличие от прошлогоднего кризиса на валютном рынке денежные власти прореагировали оперативно и профессионально. Для запуска денежного рынка Центральный банк закупил у коммерческих банков ГКО на 1,6 трлн руб. и выдал ломбардных кредитов на 0,3 трлн руб. Министерство финансов отложило размещение очередного выпуска ОФЗ на 0,5 трлн руб. В то же время Центральный банк устоял против сильного давления коммерческих банков, видевших причину кризиса во введении развернутой системы норм минимальных резервных покрытий и требовавших их снижения. По рекомендации руководства Центрального банка России коммерческие банки ввели систему обмена данными о своем финансовом состоянии и разработали другие мероприятия для усиления взаимодоверия. В результате принятых мер рынок межбанковского кредита быстро вышел из кризиса без видимых последствий для динамики цен и валютного курса. Можно считать, что в целом кризис межбанковского рынка сыграл положительную роль, так как выявил неэффективные банки и заставил Центральный банк России усилить регулирование деятельности коммерческих банков, уделяя гораздо больше внимания выполнению банками нормативных ограничений . Как в 1995 г. изменялась ситуация на финансовом рынке России, наглядно представлено на рис. 6.

рис. 6.

К концу года валютные резервы ЦБР составляли 13 млрд дол., что равнялось 2-месячному импорту страны.

1996 год - год президентских выборов. В начале года кандидат от Коммунистической партии был бесспорным лидером среди кандидатов. Напряженная борьба за президентский пост сопровождалась интенсивной денежной эмиссией и утечкой капиталов за границу (легальной и нелегальной). В реальном секторе усилился спад экономической активности. На одной из первых после завершения выборов пресс-конференции тогдашний министр экономики признался: «Если говорить откровенно, то мы не ожидали такого влияния избирательной кампании на экономику» . Если добавить к этому тяжелую болезнь Президента сразу после выборов, то станет ясно, что в политическом отношении 1996 год был очень неблагоприятным. Тем не менее денежные власти, обогащенные опытом и инструментами регулирования денежного рынка, успешно реализовали свою программу на этот год (см. таблицу).

Выполнение денежной программы России в 1996 г.
 
План
Факт
ВВП (трлн руб)
2300
2256
Среднемесячный рост ИПЦ (%)
1,9
1,7
Годовой рост ИПЦ (%)
125
122
М2 (трлн руб.)
283-295
195,2

Удалось также выполнить одну из важнейших финансовых задач года - снизить доходность ГКО за счет сокращения заимствования Министерства финансов и допуска нерезидентов на этот сектор финансового рынка. В результате возросла сравнительная выгода инвестиций в реальный капитал и сократились расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга.

Специфика конъюнктуры денежного рынка России в 1996 и 1997 гг. состоит в том, что в полном соответствии с экономической теорией после затухания инфляции увеличивается спрос населения на деньги (замедляется скорость обращения денег). Поэтому темп роста предложения денег значительно опережает темп инфляции при практически неизменном курсе доллара и устойчивом затухании инфляции (рис. 7).

рис. 7

Таким образом, к 1997 г. инфляция в России была подавлена: среднемесячный прирост ИПЦ в 1997 г. равнялся 0,875%. Это было достигнуто в основном за счет жесткого контроля за количеством находящихся в обращении денег, т.е. средствами кредитно-денежной политики. Вклад реального сектора экономики в преодоление инфляции сводился к положительному сальдо торгового баланса, способствовавшему поддержанию обменного курса рубля в валютном коридоре. Всплеск уровня цен во второй половине 1998 г. по своей природе был ценовым шоком, порожденным августовским финансовым кризисом по следующей цепочке: скачок обменного курса рубля повышение цен на импортные товары, составлявшие около половины всех товаров народного потребления, рост общего уровня цен. Динамика показателей денежного рынка в 1998-1999 гг. представлена на рис. 8.

рис. 8

Рост предложения денег последовал за ростом уровня цен и был вызван необходимостью поддержать банковскую систему и компенсировать потери госбюджета в связи с резким сокращением налоговых поступлений из-за паралича банков и ослабления налоговой дисциплины. Благодаря сдержанной денежной политики, росту отечественной промышленности, основанному на импортозамещении, и высоким мировым ценам на энергоносители в 1999-2000 гг. темп инфляции достаточно быстро вернулся к предкризисному уровню.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава