Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 11. Стабилизационная политика в закрытой экономике    

11.4. Стабилизационная политика, дефицит государственного бюджета и государственный долг

Рис. 11.17. Экспансионистское
воздействие монетизации
дефицита госбюджета


Так как стабилизационная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом и изменению предложения денег, то ее осуществление непосредственно влияет на размеры бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит государственного бюджета можно финансировать либо посредством его монетизации, либо за счет займа у населения или у остального мира.

Поскольку монетизация дефицита государственного бюджета означает увеличение предложения денег, способствующее росту национального дохода, то при определенных условиях таким путем можно ликвидировать бюджетный дефицит. Понять это помогает рис. 11.17. Если при национальном доходе y0 бюджет имеет дефицит, то для его ликвидации правительство может увеличить задолженность Центральному банку на такую сумму, чтобы в результате сдвига линии LM вправо выполнялось равенство Tyy1 = G.

Это возможно, если совокупное предложение благ совершенно эластично при заданном уровне цен. Однако кривая совокупного предложения редко бывает горизонтальной; обычно для увеличения предложения на рынке благ необходимо повышение уровня цен; поэтому существует и обратная зависимость: P = P(y). Учитывая также, что y = y(M), представим номинальную величину дефицита бюджета в следующем виде:

.

Тогда

.

Уменьшаемое в выражении (11.12) показывает, насколько увеличивается дефицит госбюджета вследствие повышения уровня цен (из-за подорожания закупаемых государством благ), а вычитаемое - насколько снизится дефицит в результате стимулирующего воздействия на экономику прироста денег. Когда уменьшаемое больше вычитаемого, тогда монетизация дефицита сопровождается его увеличением.

После исчерпания возможностей снижения дефицита госбюджета за счет его монетизации государственный долг ежегодно увеличивается на размер бюджетного дефицита текущего года.

При большом государственном долге затраты на его обслуживание, являющиеся первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существенно ограничивают возможности правительства в выполнении основных своих функций и в проведении стабилизационной политики. Об этом свидетельствуют данные о структуре расходов федерального бюджета РФ в 1999-2001 гг. (табл. 11.2)16.

Таблица 11.2

Доля основных статей расходов в общих расходах федерального бюджета РФ, %
Статьи расходов
Годы
1999 г.
2000 г.
2001 г.
Государственное управление
2,0
2,5
2,7
Национальная оборона
15,2
19,6
18,3
Правоохранительная деятельность
8,0
11,0
10,6
Финансирование народного хозяйства
3,2
3,5
6,3
Социальная сфера
13,0
13,9
14,4
Обслуживание государственного долга
28,7
22,9
22,2

Выплаты по государственному долгу могут стать главной или даже единственной причиной дефицита государственного бюджета, замыкая порочный круг: дефицит государственного бюджета  рост государственного долга  увеличение затрат на обслуживание долга  дефицит государственного бюджета.

Общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу, называют первичным дефицитом. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита нередко существует общий дефицит государственного бюджета. Такая ситуация сложилась в России17 в 1999-2000 гг. (рис. 11.18).

Рис. 11.18. Общий и первичный дефицит (профицит) федерального бюджета РФ в 1999-2001 гг.


Поскольку государственный долг есть накопленная сумма бюджетных дефицитов, то образование долга можно предотвратить, запретив правительству превышать расходы бюджета над его доходами. В некоторых странах такой запрет введен законодательно. «Поправка о сбалансированном бюджете» дебатировалась в США в 1980-е гг. и в сентябре 1995 г. для ее утверждения в Сенате не хватило 1 голоса. В принятом в июне 1997 г. в Амстердаме пакте о стабилизации и росте экономик стран Европейского союза предел дефицита государственных бюджетов установлен в размере 3% ВВП, а размер государственного долга - 60% ВВП.

Однако если правительство при проведении экономической политики обязано иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия усиливают конъюнктурные колебания. Во время кризиса и депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления в государственный бюджет сокращаются. Снижение в это время государственных расходов ввиду уменьшения бюджетных поступлений сдерживает выход экономики из кризиса. Полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема способствует «перегреву» национальной экономики.

Если проведение стабилизационной политики несовместимо с ежегодно сбалансированным бюджетом, то, может быть, целесообразно выравнивать государственные расходы и доходы за весь период экономического цикла так, чтобы избытки бюджета в фазе подъема покрывали прирост государственного долга во время спада?

Сбалансированный за период цикла бюджет был бы совместим со стабилизационной политикой государства только в том случае, когда спады и подъемы в национальном хозяйстве были бы одинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде. В действительности, как отмечалось в разделе 9.1, это не так, поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие государственного долга можно рассматривать в качестве неизбежных последствий стабилизационной политики. В то же время эта политика, способствуя росту национального дохода во время спада и сдерживая рост доходов в фазе подъема содействует сбалансированности государственного бюджета в длинном периоде.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава