Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
12.4. Действенность стабилизационной политики    

Политические циклы

В возможности правительств регулировать текущую экономическую конъюнктуру таится опасность злоупотребления ею в узко партийных интересах. Так, сразу после прихода к власти новое правительство может искусственно ограничивать экономическую активность, оправдываясь «тяжелым наследием» от предшествующего правительства, а ко времени очередных выборов стимулировать экономический рост, порождая таким образом «политические» деловые циклы.

В связи с этим заслуживают внимания рекомендации проводить стабилизационную политику по законодательно установленным правилам, т.е. вместо дискреционной осуществлять регламентированную стабилизационную политику. Так, можно установить правило, по которому предложение денег увеличивается на определенный процент в зависимости от темпа прироста национального дохода или уровня безработицы, переводя тем самым мероприятия дискреционной политики в число встроенных стабилизаторов.

В целом можно отметить, что в последние 30 лет в экономической науке отмечается заметное охлаждение к активным дискреционным мероприятиям денежной и особенно фискальной политики. Признание возможностей государства посредством этих инструментов воздействовать на экономическую конъюнктуру страны сочетается с сомнениями в целесообразности такого воздействия. Наглядным примером изменения взглядов экономистов на роль государства в хозяйственной жизни могут служить следующие две цитаты из популярного учебника П. Самуэльсона «Экономика», одна из которых содержится в вышедшем на английском языке в 1962 г. 6-м издании, а другая - в 15-м издании 1995 г. В первом случае он писал: «Повсюду в свободном мире правительства и центральные банки показали, что они могут преодолеть резкий спад. Они имеют оружие фискальной политики (расходы и налоги) и денежно-кредитной политики (операции на открытом рынке, дисконтная политика, регулирование нормы законных резервов), с помощью которых могут воздействовать на факторы, определяющие национальный доход и занятость. Подобно тому как мы отказались от позиции покорного примирения с болезнями, нам нет необходимости мириться с массовой безработицей»19.

Через 33 года этот вывод из раздела, посвященного методам стабилизационной политики государства, звучит по-иному: «После кейнсианской революции капиталистические демократические страны решили, что они в состоянии добиться процветания и высоких темпов экономического роста, избегая в то же время крайностей безработицы и инфляции, нищеты и богатства, привилегированности и отторжения. Многие из этих целей были достигнуты, так как в ту пору страны с рыночной экономикой переживали период невиданного экономического подъема и роста занятости. Все это время марксисты предрекали гибель капитализма в ходе грядущего катастрофического кризиса; экологи предсказывали, что страны с рыночной экономикой задохнутся в своих отходах и выбросах; а сторонники свободного рынка выражали беспокойство о том, что лекарства, применяемые государством, наносят экономике больший вред, чем ее болезни. Однако все эти пессимисты проглядели дух предприимчивости, который обрел свободу благодаря рынку и стал источником непрерывного потока научно-технических достижений. <....> Роль государства заключается в том, чтобы создавать свободные конкурентные условия и поддерживать базовые научно-технические исследования20».

Приведем также мнение У. Баумоля, высказанное им в его работе, посвященной итогам развития экономической науки в ХХ в.: «Сегодня гораздо больше скептицизма в отношении способности налоговой и денежно-кредитной политики лавировать между безработицей и инфляцией, ее возможности предотвращать их одновременное появление (разве что в относительно краткосрочном периоде). И тем не менее разработчики экономической политики, несомненно, ощущают, что они стали гораздо лучше понимать возможности своего выбора, чем их предшественники в начале века. Они сознают также, что уже накоплен значительный массив аналитических работ как кейнсианских, так и монетаристских, которые они обязаны освоить и которые способны дать если не надежную систему правил поведения, то, по крайней мере, лучшее понимание ситуации»21.

Изменению взглядов на возможности и роль государства в поддержании устойчивой экономической конъюнктуры в значительной степени способствовали работы «новых классиков», из которых следует, что вместо «точной настройки» национальной экономики правительству следует содействовать снижению неопределенности и укреплению доверия к экономической политике со стороны населения.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава