Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
3.2. Равновесие на рынке благ в кейнсианской модели    

3.2.1. Мультипликативные эффекты

Любое сочетание iy, соответствующее точке на линии IS, обеспечивает равновесие на рынке благ до тех пор, пока макроэкономические субъекты не меняют свои объемы спроса. При изменении спроса одного из участников общественного хозяйства свое поведение на рынке благ изменят и другие участники вследствие взаимозависимости их экономической деятельности. Как в результате этого изменится совокупный спрос, позволяет определить мультипликатор автономных расходов.

Допустим, что в примере 3.2 государство решило увеличить закупки на рынке благ на 60 ед. Если в ответ на это предприниматели увеличат объем предложение тоже на такую же величину, то на рынке возникнет дефицит

1160 < 80 + 0,7·1160 + 260 - 6·20 + 170 = 1202.

Чтобы узнать, на сколько надо увеличить предложение для восстановления равновесия, воспользуемся формулой (3.15): y = 60/0,3 = 200. При таком увеличении предложения на рынке установится новое равновесие

1300 = 80 + 0,7·1300 + 260 - 6·20 + 170 = 1300.

Процесс мультиплицирования первоначального приращения спроса в рассматриваемом примере можно объяснить следующим образом. В результате дополнительных расходов государства на 60 ед. увеличились доходы у работников оборонной промышленности; последние в соответствии со сложившейся склонностью к потреблению израсходуют 0,7·60 = 42 на покупку бытовой техники; получив 42 ед. дополнительного дохода, производители бытовой техники 0,7·42 = 29,4 ед. израсходуют на продукцию фермеров, доход которых возрастет на такую же величину, и т.д. Общее приращение совокупного спроса определяется по формуле

y = 60(1 + 0,7 + 0,72 + 0,73 + ... + 0,7) = 200.

В общем виде мультипликативный процесс описывается формулой:

.
(3.16)

Учитывая, что 1 - Cy = Ty + Sy, при n   получаем значение мультипликатора автономных расходов.

Поскольку величина мультипликатора обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению, то возникает так называемый парадокс сбережений: если потребители в преддверии спада производства увеличивают долю сберегаемого дохода, то тем самым они приближают спад; стремясь быть богаче, они становятся беднее.

Парадокс сбережений - одно из наглядных проявлений сущности кейнсианской концепции: совокупный спрос - доминанта экономической конъюнктуры.

Допустим, что в числовом примере 3.2 из-за ожиданий ухудшения экономической конъюнктуры предельная склонность к сбережению домашних хозяйств возрастет до 0,3, а предельная склонность к потреблению соответственно снижается до 0,6. Тогда при том же увеличении государственных расходов на 60 ед. национальный доход возрастет не на 200, а только на 150 ед. Следовательно, чем больше общество сберегает, тем беднее становится.



Проследим теперь за последствиями изменения ставки подоходного налога. Исходное состояние равновесия на рынке благ представляется равенством

y = Cyv(y - Tyy) + A,

(3.17)

где Cyv - предельная склонность к потреблению располагаемого дохода, A =  Ca + I + G.

Повышение ставки налога на Ty изменит совокупный спрос на некоторую величину y. Для сохранения равновесия на рынке благ должно выполняться равенство

.
(3.18)

Вычтя равенство (3.17) из равенства (3.18), после преобразований получим

.
(3.19)

Произведение (y + y)Ty представляет приращение налоговых поступлений вследствие изменения ставки подоходного налога; обозначим его T. В знаменателе правой части выражения (3.19) стоит сумма Ty + Sy; это следует из равенства . Поэтому выражение (3.19) можно представить в виде

.
(3.20)

Сомножитель, стоящий перед T, называют налоговым мультипликатором; он показывает, на сколько сократится (увеличится) совокупный спрос при увеличении (уменьшении) налоговых платежей на единицу.

При сравнении значений мультипликатора автономных расходов (3.15) и налогового мультипликатора (3.20) обнаруживается, что по абсолютной величине первый превосходит второй. Следовательно, рост государственных расходов на определенную величину вызовет больший прирост совокупного спроса, чем сокращение на такую же величину суммы налогообложения. Это объясняется тем, что снижение налогов на T первоначально увеличивает потребление домашних хозяйств не на T, а только на . (В формуле мультипликативного процесса (3.16) пропадает первое слагаемое в скобке.)

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава