Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке |
Математическое приложение: Ценовая дискриминация второй степени
Условием максимизации прибыли является следующая система уравнений: Если продавец может самостоятельно делить общий объем продаж на отдельные партии, различающиеся ценами, то как определить оптимальные размеры и количество партий? При линейной функции спроса эта задача имеет следующее решение. Очевидно, что в этом случае для максимизации прибыли (минимизации потребительских излишков) общий выпуск нужно разделить на одинаковые по размеру партии. На рис. 2 выигрыш фирмы при переходе от двух неравных (Q1 = 2 и Q2 = 8) к равным (Q1 = Q2 = 4) партиям соответствует разности площадей горизонтально и вертикально заштрихованных прямоугольников.
При линейной функции спроса P = g - hQ. Поэтому когда фирма не проводит ценовую дискриминацию, потребительский излишек равен
Когда продукция продается двумя одинаковыми партиями, то величина излишка потребителя определяется площадью, представленных на рис. 3 двух заштрихованных треугольников Соответственно при продаже общего объема выпуска n одинаковыми по размеру партиями потребительские излишки будут равны hQ2/2n. Поэтому величина потребительских излишков, превратившаяся в прибыль, будет:
Пусть общие затраты монополии заданы функцией TC = k + lQ. Тогда ее прибыль можно представить в виде функции двух переменных - общего выпуска и числа партий, на которые он делится Она достигает максимума при Решение этой системы уравнений дает оптимальные значения общего объема выпуска и числа одинаковых партий |