economicus.ru
 Economicus.Ru » Программа НФПК » Микроэкономика
РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА
МИКРОЭКОНОМИКА

СОСТАВИТЕЛЬ: П.А. Ватник

ЦЕЛЬ КУРСА:
Изучение преподавателями курса микроэкономики на промежуточном уровне, углубление представлений о внутренней структуре дисциплины, освоение идей и методов микроэкономического анализа. Курс предусматривает изучение ряда тем, не включаемых в стандартные курсы микроэкономики, но необходимые для понимания и преподавания смежных дисциплин.

БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ:
[50Л] 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2000. - Т. 1. 624 с. - Т. 2. 776 с.
[ГИМ] Гальперин В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа.- Т.1. 1994. - 349 с. - Т.2. 1999. - 503 с.
[ПР] Пиндайк Р. С., Рубинфельд Д. Л. Микроэкономика: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 808 с.

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
[KR] Katz M. L., Rosen H. S. Microeconomics. 2nd ed. - Burr Ridge etc.: Irvin, 1994. - 705 p.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНИК НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:
Mas-Colell A., Whinston M. D., Green J. R. Microeconomic theory. N.Y., Oxford: Oxford univ. press, 1995. - 981 p.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ В ЦЕЛОМ:
[ВЭМ1-3] Вехи экономической мысли: В 3-х т. / Сост. и ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. - Т.1. Теория потребительского поведения и спроса. 380 с. - Т.2. Теория фирмы. 534 с. - Т.3. Рынки факторов производства. 496 с.
[ЭШ] Экономическая школа: Журнал-учебник. Вып. 5. СПб.: 1999

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ:
Для текущего контроля знаний используются аналитические вопросы и задачи.
Экзамен проводится по аналитическим вопросам.
МОДУЛЬ 1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО - 1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Индивидуальные предпочтения в пространстве благ. Потребительский выбор при заданных ценах и доходе. Выявленные предпочтения.
2. Сравнительная статика потребительского выбора. Индивидуальный спрос. Теорема Слуцкого.
3. Излишек потребителя по Маршаллу и по Хиксу. Эквивалентное и компенсирующее изменения дохода. Проблемы построения индекса потребительских цен.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекции 11-17, 19, мат. прил. IV.
[ГИМ] Гл. 3.
[ПР] Гл. 3, 4.
[KR] Сh. 2-4..
[ВЭМ1]:
Дж. Р. Хикс, Р. Г. Д. Аллен. Пересмотр теории ценности
Дж. Р. Хикс. Реабилитация потребительского излишка
Дж. Р. Хикс. Четыре излишка потребителя
[ЭШ5]:
П. А. Ватник. Равенство Слуцкого и смежные вопросы
МОДУЛЬ 2. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО - 2
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Домашнее хозяйство на рынках факторов.
2. Индивидуальное предложение труда. Доход и досуг как композитные блага. Совместный выбор на рынках благ и труда.
3. Межвременной выбор потребителя и его поведение на рынке заемных средств. Индивидуальное предложение капитала. Богатство.
4. Человеческий капитал.
5. Потребительский выбор в условиях риска. Полезность по фон Нейману-Моргенштерну. Меры Эрроу-Пратта. Спрос на рисковый актив.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекции 18, 35, 37, 38, мат. прил. X, XII, XIV.
[ГИМ] Гл. 13.
[ПР] Гл. 5, 14, 15
[KR] Сh. 5, 6.
[ВЭМ1]:
Д. Бернулли. Опыт новой теории измерения жребия
М. Фридмен, Л. Дж. Сэвидж. Анализ полезности при выборе среди альтернатив, предполагающих риск
[ВЭМ3]:
Г. С. Беккер. Теория распределения времени
МОДУЛЬ 3. ФИРМЫ-1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цели фирмы. Гипотеза о максимизации прибыли как основной цели фирмы.
2. Производственная функция, ее характеристики: средний и предельный продукт, предельная норма технической замены. Линия оптимального роста в коротком и длительном периодах.
3. Экономические затраты. Технологические и трансакционные затраты. Функции затрат короткого и длительного периодов.
4. Система эластичностей производственной функции и функции затрат. Отдача от масштаба.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекции 22-24, мат. прил. XIII.
[ГИМ] Гл. 6-8.
[ПР] Гл. 6, 7.
[KR] Сh. 7-9.
[ВЭМ2]:
Р. Коуз. Природа фирмы
Э. Х. Чемберлин. Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба
МОДУЛЬ 4. ФИРМЫ-2
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Фирма на рынке своего продукта. Общая и предельная выручка. Объем производства, максимизирующий прибыль. Случай независимости цены от выбора фирмы: функция предложения фирмы.
2. Фирма на ресурсном рынке. Общие и предельные расходы на ресурс. Предельная выручка от предельного продукта ресурса.
3. Общие и предельные расходы на ресурс. Объем затрат ресурса, максимизирующий прибыль. Случай независимости цены от выбора фирмы: функция спроса фирмы на ресурс в коротком периоде. Спрос на ресурсы в длительном периоде.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекции 25, 26, 32.
[ГИМ] Гл. 9, 10, 14.
[ПР] Гл. 8, 10.
[KR] Сh. 10, 13.
МОДУЛЬ 5. РЫНКИ-1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Факторы, определяющие структуру рынка.
2. Совершенно конкурентный рынок. Функции рыночного спроса и рыночного предложения. Равновесие совершенно конкурентного рынка в коротком и длительном периодах.
3. Излишки продавцов и покупателей. Эффективность конкурентного рынка.
4. Совершенно состязательные (потенциально-конкурентные) рынки.
5. Монополия. Равновесие на монополистическом рынке. Общественные потери монополизации.
6. Естественные монополии. Проблемы регулирования цен.
7. Двусторонняя монополия.
8. Монопсония.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекции 17, 25-28, 33, 34, 48.
[ГИМ] Гл. 9, 10.
[ПР] Гл. 8-10.
[KR] Сh. 11, 13, 14.
МОДУЛЬ 6. РЫНКИ-2
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Типы олигополистических рынков. Стратегическое поведение.
2. Объемная (неценовая) конкуренция в однородной олигополии. Олигополия Курно. Равновесие Курно-Нэша. Олигополия Штакельберга.
3. Ценовая конкуренция. Олигополия Бертрана. Модель Эджуорта.
4. Дифференциация продукта как фактор рыночной власти. Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукта.
5. Модель Хотеллинга.
6. Монополистическая конкуренция.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекция 29, мат. прил. IX.
[ГИМ] Гл. 11.
[ПР] Гл. 12.
[KR] Сh. 15, 15a.
МОДУЛЬ 7. ОТКАЗЫ РЫНКА
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Неполнота и асимметричность информации. Равновесие рынка при асимметричной информации. Эффект "лимонов". Неблагоприятный отбор. Риск недобросовестности. Сигнализирование.
2. Внешние эффекты, положительные и отрицательные. Частные и общественные затраты и выгоды. Интернализация внешних эффектов. Налог Пигу. Теорема Коуза. Роль трансакционных затрат.
3. Общественные, смешанные и достойные (merit) блага. Эффективный объем предоставления общественных благ. Проблемы выявления индивидуального спроса. Эффект "зайцев".
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекции 45, 46, 49.
[ГИМ] Гл. 17.
[ПР] Гл. 17, 18.
[KR] Сh. 16, 17.
МОДУЛЬ 8. ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общее экономическое равновесие. Проблемы существования и устойчивости. Модель Вальраса.
2. Эффективность экономики по Парето. Эффективность в обмене. Эффективность в производстве. Эффективность в структуре выпуска. Ценовой механизм парето-эффективности.
3. Критерии и функции благосостояния. Критерий Калдора-Хикса. Критерий Скитовски. Функция Бергсона-Самуэльсона. Утилитаризм. Эгалитаризм.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ:
[50Л] Лекции 41-43.
[ГИМ] Гл. 16.
[ПР] Гл. 16.
[KR] Сh. 12.
Новости портала
Рекомендуем посетить
Allbest.ru
Награды
Лауреат конкурса

Номинант конкурса
Как найти и купить книги
Возможность изучить дистанционно 9 языков

 Copyright © 2002-2005 Институт "Экономическая школа".
Rambler's Top100