Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 4. Рынок денег    

Приложение: Становление современной банковской системы в России

Одной из первоочередных задач при переходе России в начале 90-х гг. ХХ в. от централизованного управляемого национального хозяйства к рыночной экономике было создание двухуровневой банковской системы в качестве основы современных кредитно-денежных отношений. Формально возникновение этой системы можно датировать декабрем 1990 г., когда Верховным Советом РФ были приняты федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В соответствии с ними после 1917 г. разрешалось создавать кредитные учреждения на паевой и акционерной основе юридическим и физическим лицам для извлечения прибыли как основной цели их деятельности.

Коммерческие банки получили право привлекать во вклады деньги домашних хозяйств и предприятий, размещать собранные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц. При наличии соответствующих лицензий коммерческие банки получили возможность осуществлять операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и ценными бумагами. К запрещенным для банков видам деятельности относится производство, торговля и страхование. Таким образом, в полном соответствии с концепцией двухуровневой банковской системы кредитно-расчетное обслуживание частного сектора стало исключительной прерогативой коммерческих банков. В то время Центральный банк, определявший порядок образования коммерческих банков и предоставлявший им лицензии, видел свою задачу в том, чтобы «упростить порядок образования коммерческих банков»10.

Для создания настоящей денежной системы в России требовались также институциональные преобразования в реальном секторе экономики. Началом развития этого направления послужили указы Президента РФ от 28 января 1992 г. «О свободе торговли» и от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности». Первый из них разрешал частные предпринимательство и торговлю, а в соответствии со вторым каждый гражданин получил право открывать инвалютный счет в банке. С 1 июля 1992 г. был введен единый плавающий курс рубля по отношению к доллару (внутренняя конвертируемость рубля). Одновременно были отменены ограничения на продажу валюты частным лицам и обязательная продажа валюты экспортерами по фиксированному курсу.

Не меньшую роль в создании благоприятных условий для успешного становления денежной системы России сыграла ускоренная массовая приватизация государственных предприятий. Хотя первый (ваучерный) ее этап не дал предприятиям подлинных хозяев и стратегических инвесторов, но в результате ликвидации отраслевых министерств и других органов централизованного управления деньги стали играть совершенно иную роль в экономике. При работе предприятий по сверху спускаемому плану деньги служили средством расчета общих объемов выделяемых ресурсов и заданного объема выпуска продукции. Для самостоятельных товаропроизводителей, статус которых приобрели бывшие государственные предприятия, деньги являются средством доступа к необходимым ресурсам и мерой оценки результатов их хозяйственной деятельности.

В результате отмеченных преобразований в России в первой половине 1990-х гг. число коммерческих банков быстро увеличивалось, о чем свидетельствуют следующие данные11:

Дата
01.01.93
01.01.94
01.01.95
Число кредитных организаций
1713
2019
2457

К середине 1990-х гг. Россия в 2-4 раза опережала ведущие европейские страны по числу жителей, приходящихся на один банк12, но существенно отставала от США, где в конце 1990-х гг. было около 12 тыс. коммерческих банков и 2 тыс. ссудно-сберегательных ассоциаций13.

Страна
Россия
Великобритания
Германия
Франция
Италия
Число жителей на один коммерческий банк, тыс.
57
118
245
135
181

Большинство банков возникло в результате преобразования бывших государственных специализированных банков в акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Активное участие в организации новых банков принимали тогда еще существовавшие отраслевые министерства, которые надеялись сохранить свой контроль за внутриотраслевыми финансовыми потоками через расчетное обслуживание и кредитование предприятий. Часть коммерческих банков была создана предприятиями и физическими лицами.

Основным источником банковских активов в начале 1990-х гг. служили остатки средств на расчетных и текущих счетах предприятий. Пополнялись активы коммерческих банков также за счет широко практиковавшегося на протяжении 1992-1994 гг. льготного кредитования и субсидирования предприятий для поддержания производства в условиях перехода к рынку; большинство этих кредитов не было возвращено14.

В первой половине 1990-х гг. доля бесплатных и дешевых статей пассива коммерческих банков (средства на расчетных и текущих счетах предприятий и организаций, средства бюджетов и фондов, средства на корреспондентских счетах, средства в расчетах) составляла 70%, а платных (депозиты физических и юридических лиц, займы банка) - 30%. В странах с развитой рыночной экономикой это соотношение обратное. Специфика российских коммерческих банков состояла также в том, что преобладающую долю доходов они получали не за счет кредитования реального сектора экономики, как это имеет место в эффективно функционирующих хозяйствах, а в результате операций в финансовом секторе: спекуляции на рынках иностранной валюты, государственных ценных бумаг и межбанковских кредитов. Неустойчивая конъюнктура на этих рынках в 1992-1994 гг. в сочетании с высокой инфляцией позволяли коммерческим банкам 70-80% своей прибыли извлекать с валютного рынка. В качестве широко распространенного способа извлечения доходов российские банки практиковали «прокручивание» денег клиентов: использование не по назначению межбюджетных трансфертов, задержки на несколько дней и даже недель выполнения платежных поручений15. Значительную долю своих доходов банки получали в результате присвоения части эмиссионного дохода государства (сеньоража). Это достигалось за счет того, что темпы инфляции существенно превышали ставки процента по депозитам. По оценке экспертов, банковский доход от сеньоража в  1994 - начале 1995 г. достигал 9-10% ВВП.

Существенные изменения в условиях деятельности российских коммерческих банков начали происходить с 1995 г. В этом году Правительство РФ отказалось от финансирования дефицита государственного бюджета за счет кредитов Центрального банка, что наряду с другими мерами денежно-кредитной политики обеспечило устойчивую тенденцию к снижению инфляции. Одновременно резко сократился объем централизованных кредитов предприятиям и банкам. Эти изменения вынудили банки обращать больше внимания на реальный сектор экономики16:

Дата
01.01.94
01.01.95
01.01.96
Банковские кредиты предприятиям и организациям,
млн дол.
24302
23382
46932

В это же время начался процесс концентрации российского банковского капитала, чему содействовало поэтапное ужесточение требований Центрального банка РФ к минимальному размеру уставного капитала коммерческих банков:

Дата
01.06.93
01.03.94
01.04.96
01.06.98
Минимальный размер уставного капитала
100 тыс.
1,3 млн дол.
2 млн экю
5 млн экю

Рис. 1. Число коммерческих банков в России в 1997-2003 гг.


Концентрация банковского капитала естественно сопровождалась уменьшением числа действующих банков; достигнув к началу 1997 г. максимума - 2576, оно монотонно начало снижаться (рис. 1).

Укрупнение банковского капитала способствовало образованию в России финансово-промышленных групп (ФПГ)17, через которые в современных условиях реализуются наиболее крупные инвестиционные проекты. Количество таких групп быстро увеличивалось18:

Годы
1993
1994
1995
1996
Число ФПГ на конец года
1
6
21
40

Однако и во второй половине 1990-х гг. низкая рентабельность работы предприятий реального сектора, с одной стороны, и большие размеры заимствования государства на денежном рынке, с другой, сохраняли существенное превышение доходности операций в финансовом секторе над доходностью кредитов производству. Доходы и расходы коммерческих банков в процентах к сумме активов по отдельным видам операций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Доходность основных видов операций коммерческих банков России до финансового кризиса 1998 г.,
млн руб.19
Операции
Годы
1996
1997
1998( I полугодие)
Доходы
Расходы
Прибыль
Доходы
Расходы
Прибыль
Доходы
Расходы
Прибыль
Процентные*
13,6
14,2
-0,6
7,1
7,4
-0,3
7,2
6,7
0,5
с ГКО-ОФЗ
14,0
2,5
11,5
6,2
1,0
5,2
6,3
3,1
3,2
Валютные
2,0
1,5
0,5
2,5
2,0
0,5
1,7
1,6
0,1
Прочие**
5,1
10,9
-5,8
5,5
8,5
-3,0
7,5
11,2
-3,7

* Привлечение депозитов и кредитование.
** Расчетно-кассовое обслуживание, операции с векселями, участие в капитале фирм и зачетных схемах.

В 1996-1997 гг. из-за высокой доходности ГКО-ОФЗ и удержания обменного курса рубля в валютном коридоре, установленным Центральным банком РФ с июня 1995 г., коммерческие банки получили возможность извлекать большие прибыли из заимствований у заграничных банков для проведения операций на отечественном рынке государственных облигаций. Поскольку доходность ГКО в рублевом исчислении редко опускалась ниже 30% годовых, то при возможности получить кредит за 5-8% годовых в долларовом исчислении и гарантированном валютным коридором росте обменного курса рубля не более 15% такие операции были очень привлекательны. Использование разницы («спрэда») в доходности различных финансовых рынков является для коммерческого банка нормальным средством получения прибыли. Однако объем таких операций не должен выходить за пределы оптимальной по доходности и риску структуры баланса банка. К началу 1998 г. российская банковская система в целом вышла за эти пределы, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Некоторые статьи баланса российской банковской системы (на конец года), млрд дол.20
Статьи баланса
Годы
1993
1994
1995
1996
1997
Активы в иностранной валюте
12,7
13,5
9,9
13,3
11,4
Обязательства в иностранной валюте
13,5
14,2
18,4
23,9
32,4
Сальдо
-0,8
-0,7
-8,4
-10,6
-21,0

Кроме того, значительные доходы российские банки стали получать от форвардных контрактов на поставку валюты по твердой цене, объем которых резко возрос после легального доступа в 1996 г. нерезидентов на российский рынок государственных облигаций. При этом имела место явная недооценка валютного риска, проявившаяся в неоправданно большом объеме валютных обязательств перед банками-нерезидентами (как балансовых - в основном по кредитам, депозитам и прочим привлеченным средствам, так и забалансовых - прежде всего по срочным контрактам на поставку валюты). Их совокупный объем на начало августа 1998 г. составил более 26 млрд дол.21 (Для сравнения отметим, что валютные резервы Центрального банка РФ в то время исчислялись в 11,2 млрд дол.).

Все это повысило уязвимость российского финансового рынка по отношению к воздействию неблагоприятных внешних факторов, таких, как кризисы на международных финансовых и товарно-сырьевых рынках, миграция международного спекулятивного капитала. Эти потенциальные угрозы российской банковской системе начали реализовываться осенью 1997 г. в связи с кризисом на Гонконгской фондовой бирже. Последовавшее за этим снижение активности мировой экономики привело к уменьшению цен на основные статьи российского экспорта в 2-3 раза, что усилило давление на обменный курс рубля. В преддверии обесценивания рубля и необходимости выполнения своих валютных обязательств перед нерезидентами банки стали усиленно закупать валюту. Острая потребность в денежных средствах заставила их снизить практически до нуля тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и резко повысить процентные ставки по депозитам, которые достигли 40-50% при годовой инфляции в 11%.

В создавшейся ситуации основные держатели государственных ценных бумаг - крупнейшие отечественные банки - не захотели в августе 1998 г. осуществить традиционный ролловер, при котором номинальный объем подлежащих оплате облигаций погашается облигациями нового выпуска, и ограничиться получением дисконта (процентов). Поскольку Правительство РФ не имело средств для полной оплаты всех подлежащих погашению облигаций, оно приняло решение 17 августа 1998 г. приостановить выполнение своих обязательств по внутреннему долгу с последующим переоформлением государственных ценных бумаг в новые. В результате банковская система лишилась основной части ликвидных активов.

За август-декабрь 1998 г. убытки банков (без Сбербанка РФ) составили 35 млрд руб.; их капиталы сократились на 30%. За это же время рублевые вклады населения уменьшились на 17%, а валютные - на 55%22. Наибольшие потери понесли крупнейшие российские коммерческие банки. Если в начале 1997 г. более 10 российских банков имели капитал, превышающий 250 млн дол., что позволяло им входить в состав 30 крупнейших банков Восточной Европы, то к началу 1999 г. такому критерию удовлетворяло только три банка (Сбербанк РФ, оставшийся крупнейшим банком Восточной Европы, а также Газпромбанк и Межпромбанк).

Для финансового оздоровления системы коммерческих банков Центральный банк РФ провел операции многостороннего клиринга взаимных обязательств банков, снизил нормы минимальных резервов по рублевым и валютным привлеченным средствам с 10 до 5%, предоставил стабилизационные кредиты ряду крупных банков, включая Сбербанк РФ. Значительно облегчило положение банков, по крайней мере на первое время, решение Правительства РФ о введении моратория сроком на 90 дней на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, полученных от нерезидентов, страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, и по срочным валютным контрактам. В октябре 1998 г. было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое в соответствии с принятыми в то же время федеральными законами «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций» приняло на себя управление проблемными банками.

Мероприятия Центрального банка РФ по рекапитализации коммерческих банков и проведение им активной политики по отзыву лицензий у банков с отрицательным капиталом, с одной стороны, и подъем отечественного производства вследствие резкого сокращения импорта после четырехкратного повышения обменного курса рубля, с другой, способствовали восстановлению банковской системы в 1999 г. Средства, привлеченные коммерческими банками от предприятий и организаций, возросли за год на 66,7%; депозиты населения в рублях увеличились на 43,1%, а в иностранной валюте - на 61,9%. Возрос и собственный капитал коммерческих банков за счет взносов акционеров, которые за 1999 г. внесли в уставный капитал более чем 40 млрд руб; за год соотношение совокупного капитала банковской системы и ВВП возросло с 2,9 до 3,8%. Число проблемных кредитных организаций23 в 1999 г. сократилось с 480 до 199.

Однако структура пассивов свидетельствовала о сохранении основных недостатков российских коммерческих банков. Хотя в 1999 г. доля их рублевых вложений в государственные долговые обязательства сократилась с 16,7 до 7,8%, доля кредитов реальному сектору российской экономики в совокупных активах банковской системы тоже снизилась с 42,2 до 29,6% из-за высоких рисков капиталовложений. В то же время коммерческие банки сохранили интерес к операциям с долговыми обязательствами Российской Федерации, номинированными в иностранной валюте; этот вид вложений возрос на 12%24.

В 2000 г. рост российской экономики не только продолжился, но и достиг рекордной отметки - ВВП России увеличился за год на 7,6%. Резко возросшие в это же время мировые цены на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта позволили удовоить золотовалютные резервы страны. На этой основе российской банковской системе в основном удалось достичь уровня первой половины 1998 г., о чем свидетельствуют данные25, приведенные в табл. 3-5.

Таблица 3

Распределение активов банковской системы по кредитным организациям,
классифицированным по финансовой устойчивости, %
Дата
Организации
финансово устойчивые
испытывающие серьезные финансовые трудности
находящиеся в критическом финансовом положении
01.01.99
54,4
19,8
25,8
01.05.00
82
9,5
8,5
01.10.01
92,2
5
2,8

Таблица 4

Основные виды активов системы коммерческих банков России (на конец года), млрд дол.
Активы
Годы
1997
1998
1999
2000
Всего
128,1
50,7
58,8
83,7
Кредиты реальному сектору
33,8
14,5
16,3
27,4
Средства на счетах Центрального банка РФ
5,1
1,8
2,6
5,1
Кредиты отечественным банкам
11,1
5,2
7,3
8,8
Кредиты иностранным банкам
4,6
3,7
6,2
8,2
Государственные ценные бумаги
27,7
8,7
7,9
11,0
Корпоротивные ценные бумаги
9,5
3,9
3,7
5,4
Прочие активы
36,3
12,9
14,8
17,8

Таблица 5

Основные виды пассивов системы коммерческих банков России (на конец года), млрд дол.
Пассивы
Годы
1997
1998
1999
2000
Всего
128,1
50,7
58,8
83,7
Собственные средства
23,78
6,2
8,4
11,8
Средства государства
5,8
1,5
1,6
2,4
Текущие счета предприятий
22,1
9,2
11,1
16,5
Депозиты предприятий
5,3
2,9
4,4
7,5
Депозиты населения
28,5
9,7
11,0
15,8
Средства нерезидентов
14,2
7,0
4,5
3,7
Прочие пассивы
28,5
14,2
17,8
26,0

Однако ни в середине 1998 г., ни в середине 2002 г. в России еще не сложилась эффективная банковская система, способная успешно выполнять свою основную функцию - трансформировать сбережения населения в производственные инвестиции.

В структуре привлеченных средств продолжают преобладать наиболее краткосрочные ресурсы - средства предприятий, из которых 65-70% приходится на текущие счета (средства до востребования), а средний срок их депозитов не превышает трех месяцев. Хотя в абсолютном выражении сумма вкладов населения медленно растет, 75% их сосредоточено в (фактически государственном) Сбербанке РФ; причем около 85% суммы вкладов населения краткосрочные - до одного года. Сумма денег на руках у населения многократно (по некоторым оценка более чем в 10 раз) превышает его депозиты в банках. Одна из причин такого положения - отсутствие реально работающей системы гарантирования вкладов.

Но в то же время коммерческие банки постоянно имеют большие избыточные резервы из-за высоких рисков вложений в реальный сектор отечественной экономики.

По меркам развитых экономик российские коммерческие банки по-прежнему маломощны.

Группировка действующих кредитных организаций по величине уставного капитала на 1 января 2002 г. приведена ниже26:

Уставный капитал, млн руб.
<10
10-60
60-150
150-300
>300
Число организаций
346
572
171
97
133

В абсолютном выражении совокупный капитал всех российских банков на середину 2001 г. составлял 13 млрд дол., что в 4 раза меньше, чем капитал крупнейшего в мире банка Citigroup, а наш крупнейший по капиталу банк (Внешторгбанк) хотя и является лидером в Центральной и Восточной Европе по этому показателю, но с капиталом в 1,5 млрд дол. на начало 2001 г. занимал лишь 222 место в мире. В соответствии с нормативами Банка России совокупный кредит, который вся наша банковская система может предоставить одному заемщику, составляет чуть более 4 млрд дол., в то время как заемные средства одного только Газпрома на конец 2000 г. оценивались в 13,5 млрд дол.

К началу третьего тысячелетия в Российской банковской системе выделялись три группы банков, отличающихся по объему и структуре операций: два крупных государственных банка - Сбербанк РФ и Внешторгбанк; 30 крупнейших коммерческих банков; остальные коммерческие банки. Их основные характеристики на середину 2001 г. приведены в табл. 6.

Таблица 6

Структура и основные показатели российской банковской системы на 1 июня 2001 г., %27
Банки
Активы
Кредиты экономике
Ценные бумаги
Депозиты населения
Средства предприятий
Сбербанк РФ и Внешторгбанк
32,1
34,5
53,0
75,7
16,7
30 крупнейших коммерческих банков
41,4
34,5
22,1
10,5
51,3
Остальные коммерческие банки
26,5
31,0
24,9
13,6
32,0

Одной из первоочередных задач дальнейшего совершенствования российской банковской системы является укрепление доверия, с одной стороны, населения к коммерческим банкам, а с другой - банков к фирмам-заемщикам. Решение этой задачи затруднено отсутствием законодательной основы для создания эффективной системы гарантий сохранности вкладов и защиты банков от недобросовестных заемщиков (при отказе последних возвращать кредит суды низших инстанций часто принимают решения не в пользу банка). Чтобы банковская система могла эффективно трансформировать сбережения в инвестиции, необходимо также улучшать систему учета и отчетности предприятий как реального, так и финансового секторов для обеспечения их большей «прозрачности».

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава