Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке    

5.3. Цены, максимизирующие выручку и норму прибыли

Управляющий персонал фирмы, как правило, заинтересован в расширении производства и после достижения монопольного положения на рынке. Рост фирмы гарантирует сохранность рабочих мест и увеличивает независимость менеджеров от собственников капитала. Поэтому монополия может стремиться к максимуму выручки даже за счет сокращении прибыли.

Общая выручка достигает максимума, когда предельная равна нулю. Поскольку максимуму прибыли соответствуют равенство MR = MC и MC > 0, то при стремлении монополии к максимуму выручки выпуск будет больше, а цена ниже, чем при стремлении к максимуму прибыли. Так как MR = Р(1 + 1/eD), то выручка достигает максимума при eD = -1.

Изменение общей (ТR), средней (AR) и предельной (MR) выручки монополии по мере роста выпуска продукции показано на рис. 5.10.

Рис. 5.10. Общая, средняя
и предельная выручка


Когда нужно увеличить доходность и курс акций фирмы, она направляет свою деятельность на максимизацию нормы прибыли. Средняя норма прибыли - это отношение прибыли к объему используемого капитала: (/K). И величина прибыли, и объем капитала зависят от количества производимой продукции. Чтобы определить, при каком объеме выпуска средняя норма прибыли достигает максимума, приравняем ее производную по выпуску к нулю:

Таким образом, средняя норма прибыли становится максимальной, когда она равняется предельной норме прибыли. Из этого равенства определяется выпуск, максимизирующий норму прибыли.

Сопоставление объемов выпуска, а следовательно, и цен, устанавливаемых монополией в зависимости от ее целей представлено на рис. 5.11.

Рис. 5.11. Выпуск при максимизации прибыли,
нормы прибыли и выручки


В квадранте I приведены графики общей выручки и общих затрат; по их разности строится график прибыли как функции от выпуска. В квадранте IV расположен график капиталоемкости продукции. Используя его и вспомогательную прямую, проведенную под углом 45° в квадранте III, график прибыли как функции от выпуска из квадранта I трансформируется в график прибыли как функции от объема используемого капитала в квадрант II.

По графику (K) можно определить, когда средняя норма прибыли (тангенс угла наклона прямой, соединяющей любую точку этого графика с началом координат) равна предельной норме прибыли (тангенс угла наклона касательной к этому же графику). В рассматриваемом случае условие максимизации нормы прибыли выполняется при выпуске Q1. Максимум прибыли достигается при выпуске Q2, так как при таком объеме углы наклона линий TR и TC одинаковы, что соответствует равенству MR и MC. Выручка становится максимальной, когда выпуск равен Q3 (см. график TR).

Таким образом, наименьший объем выпуска и соответственно наибольшую цену монополия установит тогда, когда захочет иметь максимальную норму прибыли. Несколько больший объем предложения и меньшая цена будут на монополизированном рынке, если монополия стремится к максимуму прибыли. Наибольшее количество продукции по наименьшей цене монополия предложит при стремлении к максимальной выручке.

и  5.4 помогут Вам углубить сравнительный анализ этих трех случаев.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава