Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке    

5.4. Отсутствие функции предложения

Цена на монополизированном рынке устанавливается без функции предложения. В то же время здесь, как и на рынке совершенной конкуренции, цена и объем предложения монополии определяется совместно. Поэтому естественно предположить, что между ними существует однозначная зависимость.

Рис. 5.12. Реакция монополии
на изменение спроса


Проследим за реакцией монополии на изменение спроса (рис. 5.12). По мере его увеличения линии D и MR смещаются вправо. По проекции движущейся точки Курно на соответствующую кривую спроса (утолщенная линия) монополия определяет цену и объем выпуска по мере изменения спроса на ее продукцию.

Тем не менее на монополизированном рынке отсутствует функция предложения. Это связано с тем, что:
а) при заданной кривой предельных затрат монополии в точке Курно могут пересекаться одновременно несколько кривых предельной выручки, каждой из которых соответствует своя кривая отраслевого спроса; в таком случае объем выпуска, на который указывает точка Курно, будет предлагаться по разным ценам в зависимости от угла наклона линии спроса (рис. 5.13);
б) несколько точек Курно, соответствующие разным кривым отраслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное количество продукции (рис. 5.14).

Рис. 5.13. Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам


Рис. 5.14. Разный объем предложения
продукции по одинаковой цене


При стремлении монополии к максимуму выручки ее реакция на изменение отраслевого спроса тоже не всегда сопровождается изменением цены. Так, в случае, представленном на рис. 5.15, несмотря на сдвиг кривой спроса, максимум выручки достигается при неизменной цене Р = g/2. Возможна и обратная ситуация, когда одно и тоже количество предлагается по разным ценам (рис. 5.16).

Рис. 5.15. Разные объемы предложения продукции по одинаковой цене
при максимизации выручки


Рис. 5.16. Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам
при максимизации выручки


Таким образом, на монополизированном рынке нет однозначной зависимости между объемом предложения и ценой товара.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава