Цена на монополизированном рынке устанавливается без функции предложения. В то же время здесь, как и на рынке совершенной конкуренции, цена и объем предложения монополии определяется совместно. Поэтому естественно предположить, что между ними существует однозначная зависимость.
|
Рис. 5.12. Реакция монополии на изменение спроса
|
|
Проследим за реакцией монополии на изменение спроса (рис. 5.12). По мере его увеличения линии D и MR смещаются вправо. По проекции движущейся точки Курно на соответствующую кривую спроса (утолщенная линия) монополия определяет цену и объем выпуска по мере изменения спроса на ее продукцию.
Тем не менее на монополизированном рынке отсутствует функция предложения. Это связано с тем, что:
а) при заданной кривой предельных затрат монополии в точке Курно могут пересекаться одновременно несколько кривых предельной выручки, каждой из которых соответствует своя кривая отраслевого спроса; в таком случае объем выпуска, на который указывает точка Курно, будет предлагаться по разным ценам в зависимости от угла наклона линии спроса (рис. 5.13);
б) несколько точек Курно, соответствующие разным кривым отраслевого спроса, могут указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона линии спроса будет предлагаться различное количество продукции (рис. 5.14).
|
|
Рис. 5.13. Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам
|
|
|
Рис. 5.14. Разный объем предложения продукции по одинаковой цене
|
|
|
|
При стремлении монополии к максимуму выручки ее реакция на изменение отраслевого спроса тоже не всегда сопровождается изменением цены. Так, в случае, представленном на рис. 5.15, несмотря на сдвиг кривой спроса, максимум выручки достигается при неизменной цене Р = g/2. Возможна и обратная ситуация, когда одно и тоже количество предлагается по разным ценам (рис. 5.16).
|
Рис. 5.15. Разные объемы предложения продукции по одинаковой цене при максимизации выручки
|
|
|
Рис. 5.16. Одинаковый объем предложения продукции по разным ценам при максимизации выручки
|
|
|
|
Таким образом, на монополизированном рынке нет однозначной зависимости между объемом предложения и ценой товара.
|