Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке |
5.5. Последствия государственного регулирования Различия в ценообразовании на рынках совершенной конкуренции и монополии приводят к тому, что разными оказываются последствия государственного вмешательства в процесс ценообразования. Акциз и дотация. На рис. 5.17 показаны результаты введения акциза на обоих рынках при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке. В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение акциза в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с PC,0 до PC,1, а на монополизированном - с PМ,0 до PМ,1. Это связано с тем, что равновесное сочетание цены и количества на монополизированном рынке определяется пересечением линий MC и MR, а на конкурентном рынке пересечением линии MC с линией спроса D, которая вдвое положе линии MR.
С учетом выражения (5.4) монопольную цену после введения акциза можно представить следующим образом:
Первое слагаемое в правой части равенства (5.5) представляет монопольную цену до введения акциза, а второе слагаемое - приращение цены в результате введения акциза; при eD > 1 оно больше Т. Если при таком отраслевом спросе монополии предоставить дотацию, то размер снижения цены превысит величину дотации. Это иллюстрируют и 5.5. Фиксирование цены. Как было показано в 4.4, установление верхнего предела цены на рынке совершенной конкуренции сопровождается увеличением объема спроса и сокращением объема предложения, в результате чего возникает дефицит. Иначе обстоит дело на монополизированном рынке. Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение совершенного конкурента: любой объем выпуска ей приходится продавать по одной и той же цене. Линия директивной цены становится линией среднего и предельного доходов, а условие максимизации прибыли принимает следующий вид: Pf = MC. Поэтому, если на продукцию монополии, максимизирующей прибыль, установить верхний предел цены ниже ее рыночного уровня, то может возрасти не только объем спроса, но и объем предложения, что предотвратит образование дефицита (рис. 5.19).
Графически ситуация на рынке с естественной монополии представлена на рис. 5.20. Максимум монопольной прибыли обеспечивает сочетание PM, QM. Государство может установить директивную цену P1 = AC, лишая монополию прибыли и увеличивая излишек потребителя. При выпуске Q1 выручка фирмы равна общим затратам. Тем не менее в условиях естественной монополии объем выпуска, исключающий прибыль фирмы, меньше требуемого обществом оптимального объема. Таковым на рис. 5.20 является Q0, так как P0 = МС. Однако при таком выпуске фирма несет убытки в размере, соответствующим площади заштрихованного прямоугольника, так как цена ниже средних затрат. Следовательно, чтобы объем выпуска естественной монополии был оптимальным с позиций общества, она должна получать дотацию. Этим объясняется часто встречающееся субсидирование общественного транспорта и других предприятий коммунального хозяйства.
Цель антимонопольного учреждения - стимулировать деятельность монополии так, чтобы обеспечить максимальный прирост общественного благосостояния. Он равен разности между общей полезностью продукции монополии (суммой всех цен спроса) и общими затратами на ее производство
Цель монополии - максимизировать прибыль = P(Q)Q - TC(Q). При предоставлении монополии дотации, размер которой положительно зависит от объема выпускаемой продукции: G = G(Q), прибыль будет
Если размер дотации определить по формуле
то максимумы прироста общественного благосостояния и объема прибыли монополии совпадут
Обратим внимание на то, что определенная таким образом дотация равна потребительским излишкам, для расчета которых не нужно знать затраты на производство продукции. Следовательно, если через дотацию передавать монополии излишки потребителей, то фирма доведет объем выпуска до оптимального с общественных позиций размера при любой функции затрат. |