Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции    

6.1. Монополистическая конкуренция

Рынком монополистической конкуренции называют такой тип рынка, на котором большое число производителей предлагает многим покупателям предлагается определенный вид продукции, поэтому на каждого из них приходится незначительная доля отраслевого предложения. Рынок открыт для всех желающих участвовать в сделках и все субъекты полностью информированы относительно условий сделок и качества товаров. Но в отличие от рынка совершенной конкуренции на данном рынке обращается гетерогенное благо. Например, на рынке мыла предлагается множество его разновидностей; также обстоит дело с рынками сигарет, пива, кондитерских и многих других изделий.

Так как каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его товара, но и от цен продукции других конкурентов. Это проявляется в сдвиге кривой спроса на его товар в случае изменения цен у конкурентов: если конкуренты снижают цены, то кривая спроса сдвигается влево, если повышают, то - вправо. Границы смещения кривой спроса называют функциями максимального и минимального спроса.

Для упрощения примем, что существуют лишь два монополистических конкурента:(А и В). Тогда функции спроса на их выпуск представляется в виде

QA = aA - bAPA + c(PB - PA) = aA - (bA + c)PA + cPB;
QB = aB - bBPB + c(PA - PB) = aB - (bB + c)PB + cPA.

Эти функции показывают, что, во-первых, объем спроса на продукцию фирмы находится в прямой зависимости от цены продукции конкурента и в обратной от цены ее продукции и, во-вторых, спрос на продукцию монополистического конкурента раскладывается на две составляющие: спрос «своих» покупателей, предпочитающих именно данную разновидность продукта, и спрос «чужих» покупателей, приобретающих его продукцию только в том случае, когда цена на продукцию «их» фирмы кажется им слишком высокой. Зависимость спроса от «своих» покупателей характеризует параметр b, от притока «чужих» - параметр с.

Минимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при нулевой цене товара конкурента

.
(6.1)

Максимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при «запретительной» цене продукции конкурента (PBmax).Последняя определяется из равенства

aB - bBPB + c(PA - PB) = 0,

из него следует, что:

PBmax = (aB + cPA)/(bB + c).

Тогда максимальная функция спроса на продукцию фирмы А имеет вид

.
(6.2)

Сравнение выражений (6.1) и (6.2) показывает, что график QDAmax проходит выше графика QDAmin и имеет меньший наклон к оси абсцисс. Функции минимального и максимального спроса ограничивают область, в которой смещается линия спроса на продукцию монополистического конкурента.

Обладая определенной монопольной властью, монополистический конкурент выбирает на своей кривой спроса сочетание цена - количество по точке Курно. При этом может оказаться, что он получит прибыль; (графически эта ситуация представлена на рис. 5.2).

Однако на рынке монополистической конкуренции такое положение долго продолжаться не может. Поскольку вход на рассматриваемый рынок доступен всем, то возможность получения на нем прибыли привлечет новых производителей данного вида продукции и в результате доля рынка каждого из производителей сократится. Это отобразится сдвигом линии спроса влево и в длинном периоде монополистический конкурент окажется в положении, представленном на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Равновесие монополистического конкурента
в длинном периоде


Функции минимального и максимального спроса ограничивают область, в которой смещается линия спроса на продукцию монополистического конкурента.

Рассмотрите это:  6.1.

Таким образом, на рынке монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в длинном периоде равна средним затратам на производство и фирмы не получают прибыль. Но в отличие от совершенного, монополистический конкурент в длинном периоде не будет производить продукцию с минимальными средними затратами. Из-за отрицательного наклона линия спроса касается кривой средних затрат слева от минимума последней. Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности и из-за этого гетерогенные блага обходятся дороже, чем стандартные. Площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 6.1 представляет «плату за разнообразие» на рынке гетерогенного блага.

Рис. 6.2. Увеличение выручки
за счет рекламы


Другим фактором, удорожающим продукцию, производимую в условиях монополистической конкуренции, являются затраты на рекламу. Если совершенный конкурент не расходует средства на рекламу из-за того, что возможный эффект от нее в значительной степени достанется другим, а монополисту реклама не очень нужна ввиду отсутствия соперников, то для монополистического конкурента она служит одним из основных орудий в борьбе за существование. На рис. 6.2 показано, как за счет расходов на рекламу монополистический конкурент может увеличить свою долю на рынке. Затраты на рекламу повысили затраты на единицу выпуска (АС0  АС1), но одновременно возрос спрос на продукцию фирмы (D0  D1) и в итоге ее выпуск увеличился.

Модель Чемберлина1. На рынке гетерогенного блага функционируют n максимизирующих прибыль фирм с одинаковыми функциями затрат и поэтому в состоянии отраслевого равновесия на каждую из них приходится одинаковая доля рынка. В таких условиях монополистический конкурент имеет две функции спроса на свою продукцию. Одна представляет собой 1/n -ю долю отраслевого спроса. Её алгебраический вид:

.

Она характеризует зависимость между объемом спроса на продукцию i-ой фирмы и ценой, когда все фирмы придерживаются одной и той же цены.

Вторая функция спроса монополистического конкурента выражает зависимость между объемом спроса на его продукцию и ценой, когда эта цена отклоняется от той, которую устанавливают все другие фирмы отрасли. Алгебраический вид этой функции:

Параметр с характеризует степень гетерогенности благ, обращающихся на данном рынке. Чем меньше с, тем сильнее различаются блага и тем больше рыночная власть отдельной фирмы. При с фирма оказывается в положении совершенного конкурента: при малейшем повышении цены на свою продукцию она теряет всех покупателей. Третье слагаемое показывает, на сколько сократится (увеличится) объем спроса i-й фирмы, если она повысит (понизит) цену на свою продукцию по сравнению со средней ценой своих конкурентов.

Обозначим  a/n  ;  b/n  ;
Тогда:

Для представления в алгебраическом виде прибыли фирмы введем её функцию общих затрат: TCI = ki + liqi и преобразуем функцию спроса в функцию цены спроса:

Теперь прибыль фирмы можно представить в виде:

Условием её максимизации является равенство:

Левая часть есть предельная выручка монополистического конкурента, а правая - предельные затраты. Как видно, максимизирующий прибыль объем выпуска фирмы зависит от средней цены конкурентов (). Так как в рассматриваемых условиях прибыль представительной фирмы, как и всех других фирм, достигает максимума тогда, когда все придерживаются одинаковой цены (в точке пересечения qDi и qdi), то В этом случае третье слагаемое равно нулю и тогда:

С учетом (5.19) условие максимизации прибыли (5.16) принимает вид:

Из (5.20) находим максимизирующий прибыль фирмы выпуск:

Суть модели Чемберлина поясняют:  6.2 а и  6.2 б.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава