Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
6.2. Олигополия предложения    

6.2.1. Олигополия на рынке гомогенного блага

Взаимозависимость поведения небольшого числа конкурентов особенно ярко проявляется на рынке гомогенного блага; дифференциация продукта в определенной мере ослабляет ее.

В отличие от монополизированного рынка, на котором равновесное сочетание P,Q определяется однозначно при заданной цели монополии, на олигопольном рынке равновесие зависит от того, какой показатель - цену или количество - фирмы используют в виде регулируемого параметра.

Конкуренция объемами выпуска

Анализ рынка олигополии удобно начинать с простейшей его разновидности - дуополии, означающей наличие только двух продавцов.

Модель дуополии Курно6. При заданном отраслевом спросе (P = g - hQ) предложение осуществляется двумя фирмами (I и II) так, что Q = qI + qII; известны функции затрат фирм: TCi = ki + li qi, где i = I, II. Данная информация доступна обеим фирмам. Цель конкурентов - максимизировать прибыль. В качестве средства для ее достижения фирмы регулируют объем своего выпуска, полагая при этом что объем выпуска конкурента задан.

Определим прибыль фирмы I

I = PqI - kI - lIqI = (g - hqI - hqII)qI - kI - lIqI.

Она достигает максимума при g - 2hqI - hqII = lI. Отсюда следует, что для получения максимальной прибыли фирма I должна определять свой объем предложения по формуле

(6.3)

Уравнение (6.3) характеризует реакцию фирмы I на объем выпуска ее конкурентом и называется уравнением реакции.

На основе аналогичных рассуждений выводится уравнение реакции фирмы II:

(6.4)

Рис. 6.3. Дуополия Курно


В соответствии с уравнениями (6.3) и (6.4) на рис. 6.3 построены линии реакции дуополистов. Точка их пересечения определяет рыночное равновесие, поскольку указывает на те объемы индивидуального предложения, в изменении которых не заинтересован ни один из конкурентов.

Допустим, фирма I намерена производить qI,1 единиц продукции. Ее прибыль будет максимальной, если объем выпуска фирмы II будет qII,1 единиц. Но при выпуске фирмой I qI,1 единиц фирма II в целях максимизации своей прибыли будет предлагать qII,2 единиц. В ответ на это фирме I придется увеличить свой выпуск до qI,2 единиц. Тогда в соответствии со своей линией реакции фирма II перейдет к выпуску qII,3 единиц и так будет продолжаться, пока не установится равновесие при q*I,q*II. Подставив значения q*I и q*II в функцию отраслевого спроса, найдем цену равновесия.

Как это происходит, можно посмотреть, используя:  6.3.

Обобщение модели Курно. На основе предпосылок модели дуополии Курно можно построить модель ценообразования на рынке с любым числом конкурентов.

Для упрощения примем, что у всех конкурентов одинаковые экономические затраты: TCi = lqi, где i = I, ..., n. Тогда прибыль i-й фирмы: i = Pqi - lqi; так как P = g - h, то

i = [g - h(qI + qII + ... + qn)]qi - lqi = gqi - hqiqI + hqiqII + ... hqi2 ... + hqiqn - lqi.

Прибыль достигает максимума при

.

Поскольку g - hqI - hqII ... - hqn = P, то условие максимизации прибыли для отдельной фирмы имеет вид P = hqi + l.

Из него следует, что qi* = (P - l)/h, т.е. в состоянии равновесия все фирмы будут иметь одинаковый объем реализации. Это вытекает из допущения, что у всех фирм одинаковые предельные затраты на производство.

Подставим объем равновесного выпуска отдельной фирмы в функцию отраслевого спроса, тогда

.

При n = 1 получаем монопольную цену (см. выражение (5.3)), а по мере увеличения n цена приближается к предельным затратам.

Равновесие в модели Курно характеризуется тем, что ни одному конкуренту не выгодно менять свое поведение, пока поведение других конкурентов остается неизменным. Такое состояние называют равновесием Нэша7.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава