economicus.ru


Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания.


Проект поддерживается Министерством образования РФ и Фондом Форда.

Руководители проекта: Иванов М. A., Магун В.С.

На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине. Теперь представляется важным оценить содержательные результаты этого процесса. В какой мере рост числа студентов, обучающихся "новой" экономике, появление новых вузов и факультетов, издание учебных пособий ведут к конечному результату - подлинному усвоению учащимися современных экономических знаний? Насколько качественна издаваемая учебная литература? Каков профессиональный уровень преподавателей, действующих в настоящее время в вузах? (см. также)
Данный планировочный проект посвящен решению следующей проблемы: определению содержательных квалификационных результатов ВЭО и анализу непосредственных условий их формирования.
Семинар "Оценка качества высшего экономического образования"  : Вступительное слово
В. С. Автономов (д.э.н., декан экономического факультета ГУ-ВШЭ).
Коллеги, рад приветствовать вас на семинаре "Оценка качества высшего экономического образования". Проблемы качества экономического образования носят сегодня далеко не отвлеченный характер. Как мы знаем, рынок экономистов быстро насыщается, по многим специальностям уже насыщен, работодатели становятся все более разборчивыми. Соответственно более разборчивыми становятся абитуриенты и их родители. И вопрос о том, каким, собственно, должен быть хороший экономист, где его лучше готовят, приобретает очень важное значение.
Здесь собрались представители ведущих российских вузов, тех, которые шли в авангарде реформы экономического образования. Естественно, мы ориентировались в наших попытках реформы на международный опыт, на тот опыт, из которого наша страна в течение долгого времени была исключена. Поэтому в значительной степени образцом для нас стало западное экономическое образование, в первую очередь американское.
С этим связано множество проблем, которые всем вам хорошо известны. Проблемы эти связаны и с существующим корпусом преподавателей, которые не были готовы к преподаванию по-новому. Все мы знаем с каким трудом реформы пробивают себе дорогу в российских университетах. Здесь, кроме представителей университетов, присутствуют и представители Фонда Сороса, НФПК, которые проводят программы по совершенствованию экономического образования. И им хорошо известно, с какими конфликтами, трудностями была связана реализация подобных проектов. Возникали своеобразные "дипломатические" трудности, связанные с бытующим представлением, что есть некая космополитическая, "не наша", микроэкономика и макроэкономика, а есть "наша", которую мы должны изучать и так далее┘ И проблема качества экономического образования, на мой взгляд, неразрывна связана с проблемой эталона, проблемой измерения - с вопросом "чем мерить"? Если бы этот эталон удалось найти и осуществить некий рейтинг университетов по уровню, например по какому-либо стандартному (или нестандартному) тесту, то возник бы вопрос "Что с этим рейтингом делать?". Как этот рейтинг использовать в дальнейшем. Мы неслучайно пригласили на этот семинар не только представителей высшего образования, представителей фондов, которые его поддерживают, но и людей, представляющих работодателей, как их организации, так и некоторые крупные компании, которые, я надеюсь, поделятся с нами впечатлениями от выпускников высших учебных заведений экономического профиля, чего им не хватает. Нужны ли для них те знания, которые мы пытаемся им дать, в частности, нужны ли им эти ориентированные на Запад попытки нашей реформы?
Нередко выдвигается аргумент, что состояние нашего рынка таково, что можно обойтись и чем-то попроще┘ В частности, что, наш фондовый рынок не таков, чтобы применять на нем модели ценообразования опционов или наш банковский рынок не достаточно развит, чтобы будущий банкир имел необходимость изучить финансовую теорию в полном объеме и т.д. У нас в ГУ-ВШЭ есть свое мнение по этому поводу, мы считаем, что фундаментальная подготовка для прикладных экономистов, если она даже не так важна для них сейчас, будет обязательно важна спустя небольшой отрезок времени. Но могут быть и другие мнения, и я не хочу никому навязывать нашу точку зрения┘
Разрешите приступить к представлению самого проекта, результаты которого будут сегодня изложены. Этот проект, организованный при поддержке фонда Форда, осуществляли Институт "Экономическая школа" (Санкт-Петербург) и Институт Социологии РАН. Руководителями проекта были, соответственно М.А. Иванов и В.С. Магун. И данный проект представляет собой комплексный проект исследования экономического образования. Здесь авторы проекта попытались учесть очень многое - и оценка качества остаточных знаний студентов, с использованием различных проверок, это и запросы к выпускникам, предъявляемые со стороны работодателей, это и условия, в которых живут и "борются" преподаватели экономических дисциплин. Это действительно проект комплексный, он, может быть, не дает окончательных ответов, но начинает разговор, который на мой взгляд, является очень важным и перспективным с точки зрения нашего университетского экономического образования.
На этом я хочу завершить свое краткое вступительное слово. В завершение пару слов о порядке работы. Есть повестка дня, будут выступать докладчики, им можно задавать вопросы, большая просьба ко всем говорить в микрофон. Я хотел бы предоставить слово Андрею Павловичу Заостровцеву, который расскажет об оценке знаний студентов по специальности экономическая теория. Проект имеет три направления: бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, экономическая теория. Экономическая теория, как мы знаем, не самая массовая специальность, но на наш взгляд, важная, фундаментальная, поэтому эта тема нас безусловно интересует.