economicus.ru


Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания.


Проект поддерживается Министерством образования РФ и Фондом Форда.

Руководители проекта: Иванов М. A., Магун В.С.

На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине. Теперь представляется важным оценить содержательные результаты этого процесса. В какой мере рост числа студентов, обучающихся "новой" экономике, появление новых вузов и факультетов, издание учебных пособий ведут к конечному результату - подлинному усвоению учащимися современных экономических знаний? Насколько качественна издаваемая учебная литература? Каков профессиональный уровень преподавателей, действующих в настоящее время в вузах? (см. также)
Данный планировочный проект посвящен решению следующей проблемы: определению содержательных квалификационных результатов ВЭО и анализу непосредственных условий их формирования.
Статьи с анализом материалов проекта
В настоящее время профессиональное сообщество не владеет сколько-нибудь систематизированной информацией о качестве высшего экономического образования. До сих пор неясно, усваивают ли студенты, прошедшие обучение в экономических вузах, знания и навыки, входящие в профессиональный канон. С целью преодолеть этот информационный вакуум исследовательский коллектив, состоящий из сотрудников Института "Экономическая школа", Института социологии РАН, Государственного университета - Высшей школы экономики при поддержке Фонда Форда предпринял исследование, основной задачей которого является разработка методов оценки знаний студентов по трем важным экономическим специальностям (экономическая теория, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит), а также реальная оценка этих знаний у студентов ведущих экономических вузов в нескольких городах страны.
В ходе исследования были разработаны два типа контрольных материалов - вопросы с заданными вариантами ответов, измеряющие "остаточные знания" и соответствующие, по замыслу составителей, международному уровню выпускного бакалаврского экзамена (1) , а также вопросы, где не было фиксированных альтернатив и к тому же требовалось приложить полученные знания к реальным жизненным ситуациям (2).
Осенью 2002 г. в ГУ-ВШЭ состоялся семинар, на котором были представлены первые результаты оценки знаний студентов с помощью указанных выше контрольных заданий. Статьи участников проекта с изложением данных результатов публикуются ниже. На семинаре состоялось также продуктивное обсуждение более широкого круга вопросов, связанных с оценкой качества высшего экономического образования: Возможна ли разработка профессиональным сообществом общепризнанных тестов для оценки экономических знаний студентов, и если да - то как организовать этот процесс? Как контрольные материалы для оценки знаний могут быть использованы в качестве основы для создания рейтингового механизма различных учебных программ в системе ВЭО? Как воспринимается качество полученного образования рынком труда и как оно влияет на оценку выпускников системы высшего экономического образования?