economicus.ru


Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания.


Проект поддерживается Министерством образования РФ и Фондом Форда.

Руководители проекта: Иванов М. A., Магун В.С.

На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине. Теперь представляется важным оценить содержательные результаты этого процесса. В какой мере рост числа студентов, обучающихся "новой" экономике, появление новых вузов и факультетов, издание учебных пособий ведут к конечному результату - подлинному усвоению учащимися современных экономических знаний? Насколько качественна издаваемая учебная литература? Каков профессиональный уровень преподавателей, действующих в настоящее время в вузах? (см. также)
Данный планировочный проект посвящен решению следующей проблемы: определению содержательных квалификационных результатов ВЭО и анализу непосредственных условий их формирования.
Семинар "Оценка качества высшего экономического образования"  :  Семинар "Оценка качества высшего экономического образования"  :  Доклад Я. Соколова ("Оценка знаний студентов по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит" с помощью заданий со свободными ответами")
Основная легкость и одновременно сложность изучения бухгалтерского учета связана с тем, что его процедуры очень формализованы. Это облегчает изучение, но вместе с тем порождает иллюзию решенности проблемы, в то время как на самом деле таких (решенных) проблем в бухгалтерии нет. Сейчас все обучение почти во всех вузах сводится к схеме условных рефлексов: спрашивают студента: как оприходовать товары, он, если он что-то учил, говорит: "41-60". И этот специальный язык, заложенный в массе нормативных документов, предопределяет уровень знаний или незнаний. При этом игнорируется очень важный элемент: понимание вопросов. Насколько человек способен не просто составлять проводку, попадая в заданный план счетов, а описать хозяйственную ситуацию и найти те нетривиальные решения, которые могли бы быть найдены для этого.
В ходе работы было составлено шесть хозяйственных ситуаций, относительно которых студент, даже может быть преуспевающий в части знаний бухгалтерских инструкций, мог бы принять решение. Упор делался на то, что любой ответ, который даст студент, будет правильным. Смысл вопросов предполагался в том, чтобы студент самостоятельно дал обоснование ответа, причем аргументы могли быть и за выбранное решение, и/или против него. Пример - надо ли в бухгалтерском учете переоценивать имущество предприятия в условиях инфляции? Почти все ответили: "Да". На самом деле, в бухгалтерском учете существуют две основные школы, представители которых отстаивают противоположные взгляды. Задача в нашем случае была поставлена на выявление мыслительных способностей студентов. В этом смысле на приведенный вопрос ни один человек не ответил удовлетворительно. 34% ответили "да" и все. Это плохо, ибо современный бухгалтер должен уметь прежде всего обосновать свои выводы, находить аргументы за и против любого решения.
Подобных задач было шесть. Наиболее плохие ответы были по приведенной задаче, но были и относительно неплохие ответы. Максимальное число хороших ответов по всем задачам составило 29%.
Опыт проведенного тестирования позволяет прийти к заключению о том, что при подготовке бухгалтеров нужно сделать упор на дифференцированное обучение. Может быть, переход на двухступенчатую систему образования, которая у нас все больше получает призвание, позволит сделать так: на ранних этапах подготовки бухгалтеров упор будет сделан на изучение бухгалтерской техники (точно также, как нельзя стать музыкантом, не разучивая гаммы, нельзя быть настоящим бухгалтером, не владея учетной техникой). Но на этом же этапе необходимо выявлять студентов, которые способны к настоящему творческому мышлению - как в области юриспруденции, так и в области экономической теории, потому что без экономической теории нет и настоящего бухгалтера.
В плохих ответах, которые были получены в ходе тестирования, виноваты не только студенты, виноваты и условия, в которых мы находимся. Прежде всего, сами педагоги учат так, как их учили. Идея простая: учат плану счетов, и студент должен не думать, а просто знать, какую проводку по этому плану он должен сделать. Это конечно нужно знать. Один из моих учителей гордился тем, что выучил действующий план счетов наизусть, и требовал от нас того же. Однако, когда ему исполнилось 59 лет, план изменили. Для него это была трагедия. Таких бухгалтеров много, и для дела они нужны. Но для современных условий нужен бухгалтер, который может платить один налог по одной схеме, а другой - по другой, ибо нынешние нормативные документы дают легальные возможности для таких решений.
Есть еще один момент в судьбах бухгалтерии - это то, что в ней работают почти сплошь одни женщины. Это снизило уровень профессии. Я сам из бухгалтерской семьи и могу сказать, после войны в городе было 102 торговых организации и во главе бухгалтерий было всего 2 женщины. Был Клуб бухгалтеров, там собирались асы учета, мужчины, и реально думали о том, что лучше дебетовать, а что кредитовать, а теперь этого нет. Но надо верить в лучшее. Будем надеяться на то, что благодаря обсуждаемому проекту что-то улучшится.