economicus.ru


Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания.


Проект поддерживается Министерством образования РФ и Фондом Форда.

Руководители проекта: Иванов М. A., Магун В.С.

На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине. Теперь представляется важным оценить содержательные результаты этого процесса. В какой мере рост числа студентов, обучающихся "новой" экономике, появление новых вузов и факультетов, издание учебных пособий ведут к конечному результату - подлинному усвоению учащимися современных экономических знаний? Насколько качественна издаваемая учебная литература? Каков профессиональный уровень преподавателей, действующих в настоящее время в вузах? (см. также)
Данный планировочный проект посвящен решению следующей проблемы: определению содержательных квалификационных результатов ВЭО и анализу непосредственных условий их формирования.
Семинар "Оценка качества высшего экономического образования"  :  Семинар "Оценка качества высшего экономического образования"  :  Обсуждение доклада Я. Соколова
В.С. Автономов
Какие будут вопросы к докладчикам? У меня, кстати, у первого есть вопрос. Вот те хитрости, назовем их так, о которых Вы говорили, они по ходу преподавания бухгалтерского учета даются?
Я.В. Соколов
Как правило, нет. Но с моей точки зрения, это тоже неверно. Поскольку все, что разрешено законом, а тем более не запрещено, должен знать главный бухгалтер. А преподается так: рассказывается система учета прибыли. Показывается, как рассчитывается прибыль, говорится, что налог на прибыль берется так-то. В бухгалтерском учете - все. В курсах где изучается налогообложение говорят, что по поводу прибыли - это в бухгалтерию. А вот про налог на имущество скажут, что берется по балансу┘ не показывается, что можно было уценить┘ Человек просто учит и не соображает, что здесь заложены огромные возможности, которые предусмотрены теми, кто готовил нормативные документы┘ Ведь кто-то это делал для себя┘ Многое из реальной практики не доносится до студентов.
А.Л. Денисова
У меня такой вопрос. Итак, бухгалтер - не статист, бухгалтер - аналитик. Отсюда вопрос, с позиции бухгалтера-аналитика, как можно оценить аналитичность мышления студентов, которые выступали респондентами, с позиции этого теста? И вообще, дает ли данный тест возможность сделать такую оценку?
Я.В. Соколов
Я не согласен с тем, что есть отдельно бухгалтер-бухгалтер и бухгалтер-аналитик. Есть умный человек и есть глупый человек. И знаете, говорить, что есть некие отдельные бухгалтеры-аналитики - это скорее даже преступление против бухгалтерской профессии. Так как подобные термины скорее используются, чтобы прикрыть творящиеся безобразия┘
О.А. Замулин
Я хотел бы немного перефразировать вопрос Анны Леонидовны, насчет того можно ли задавать вопросы так, чтобы выяснить, обладает ли студент-бухгалтер только техникой, или же способен еще и к мышлению┘
Я.В. Соколов
Вопросы были составлены так, что ответов было n вариантов. Но весь смысл был в том, чтобы человек обосновал свой ответ. Помните, я начал с того, что любой ответ в бухгалтерском учете, в его теории, может быть правильным. Но вся сила студента в том, что он может обосновать свой ответ. Только тогда мы получим настоящего бухгалтера, который в любом суде сможет повернуть дело в свою пользу. И эти вопросы взяты по примеру тех, которые даются тем, кто желает поступить в Высшую дипломатическую школу в Англии. Надо было дать характеристику самого себя с точки зрения благожелательной и неблагожелательно. И насколько ты умеешь делать и то, и другое подробно и убедительно, то и свидетельствует насколько ты готов к дипломатической службе.
Для настоящего бухгалтера главное - умение мыслить и уметь по настоящему пользоваться нормативными документами. О чем я говорил ранее.
По сравнению наших и зарубежных вузов. Я думаю, что если мы бы взяли зарубежные вузы, мне приходилось тесно общаться прежде всего с университетами Глазго и Эдинбурга, а просто знакомиться со многими, то сейчас за рубежом почти что то же самое. Может быть чуть-чуть получше. И в том числе за счет того, что доля мужского пола в бухгалтерской профессии там существенно выше. Более того, когда я в России проводил первую программу по бухгалтерскому учету, то из ООН поступила разнарядка - на семинаре должно быть 50% женщин. А я думаю, где же я парней столько найду┘ Потом, конечно было разъяснение, что не менее 50%, т.е. хоть 90% женщин. Там они озабочены тем, что женщин не пускают в профессию. А мы наоборот, что мужчины все вытравились из бухгалтерского учета. И это, конечно, следствие того, что в советское время бухгалтерия была низведена до уровня простой регистрации и главным методом бухгалтерии была инвентаризация и статистический свод данных.
В.С. Магун
Скажите пожалуйста, а есть ли такие образцовые учебные заведения, где не испортят молодого человека или даже разовьют?
Я.В. Соколов
В этом смысле, лучшее образование - самообразование. Я знаю все вузы, где готовят бухгалтеров в Санкт-Петербурге, знаю многие в Москве, и скажу прямо - везде одно и тоже. Конечно, где-то немного получше, где-то похуже┘ Но дифференциации настоящей нет. Везде есть какая-то доля хороших людей, но разницы принципиальной нет.
В.С. Магун
В продолжение вопроса, здесь присутствует представитель фонда Сороса, и у них есть замечательная программа, правда для гуманитарных дисциплин, где они находят какие-то ресурсные центры, пусть и маленький "заповедник", где хорошо, и стараются способствовать переливу знаний во вне, туда где не так хорошо. И это видится как одна из моделей повышения уровня преподавания социологии, психологии. Можно ли похожую модель использовать в бухгалтерском учете, или же ориентироваться на заграничные центры? Каково Ваше мнение?
Я.В. Соколов
Фонд Сороса работал в Петербурге, проводились семинары и по бухгалтерскому учету. В чем их польза - собираются те бухгалтеры, кто преподает. Они обмениваются, слышат какие-то новые идеи. Смысл в них конечно присутствует┘ И особенно важно подобные семинары проводить именно с педагогами, потому что они потом несут свои знания студентам. Можно назвать ряд известных зарубежных имен, преподававших и преподающих как на подобных семинарах, так и в отдельных вузах. В любом случае, широкие общения и новый взгляд, новые подходы крайне полезны.
В целом же, бухгалтерия меняется, пусть понемногу, пусть в каких-то своих аспектах, но к лучшему. Хотя бы в том, что раньше такой опрос как проведенный был бы невозможен. Я не мог бы сказать, что у меня 0 людей ответили правильно на такую-то задачу.

-


+