economicus.ru


Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания.


Проект поддерживается Министерством образования РФ и Фондом Форда.

Руководители проекта: Иванов М. A., Магун В.С.

На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине. Теперь представляется важным оценить содержательные результаты этого процесса. В какой мере рост числа студентов, обучающихся "новой" экономике, появление новых вузов и факультетов, издание учебных пособий ведут к конечному результату - подлинному усвоению учащимися современных экономических знаний? Насколько качественна издаваемая учебная литература? Каков профессиональный уровень преподавателей, действующих в настоящее время в вузах? (см. также)
Данный планировочный проект посвящен решению следующей проблемы: определению содержательных квалификационных результатов ВЭО и анализу непосредственных условий их формирования.
Семинар "Методики исследования" :  Доклад Т. Суспицыной (докторант Мичиганского университета)
Я хотела бы сделать небольшой сравнительный обзор экономического образования в США и остановиться в основном на тех пунктах, которые М.А. Иванов затронул в своем выступлении (проблема качества, проблема лицензирования:). В США по национальной статистике в 98 году было выпущено около 17 тыс. бакалавров, около 1200 магистров и около 1000 докторов экономики. В среднем, динамика роста числа получающих звание бакалавров не изменилась. В среднем, тенденция роста наблюдалась с 50-х годов, в начале 90-х был достигнут пик, а потом замечен застой и небольшой спад. В общем, эта картина характерна для крупных научно-исследовательских университетов. Разные типы университетов в США имеют разные тенденции развития и выживания, и в зависимости от этого факультеты экономики получают больше или меньше денег, и, соответственно, растут или наоборот закрываются. За последние годы частный сектор образования находился в более стабильном положении, чем общественный сектор. Поэтому в нем отделения экономики росли гораздо быстрее.
В США проблема качества образования рассматривается в основном с точки зрения методов обучения. В частности, преподаватели экономики неоднократно критиковались за свои консервативные подходы к образованию, за свои устаревшие методы. По результатам проведенного в конце 90-х годов анкетирования на национальном уровне выяснилось, что большинство преподавателей не пользуются вспомогательной техникой и компьютерами. Кроме того, в последнее время в США в общественных науках распространение получили кооперативные методы обучения, когда преподаватель старается вовлечь в процесс преподавания и своих коллег, в качестве приглашенных лекторов, и консультантов для классных проектов, или пытаются вести работу в командах в классах. То есть стремятся к более творческому подходу, чем просто общение преподавателя и студента. Но все эти инновации обошли стороной экономические отделения. Также, экономисты мало участвуют в таких престижных мероприятиях, как Гарвардский семинар по качеству обучения, который привлекает лучших преподавателей страны для обмена опытом, разработки новых методов. За всю историю Гарвардского семинара только два преподавателя экономики принимали в нем участие. Таким образом, качество образования на экономических факультетах критикуется и считается относительно низким.
Несмотря на это, надо отметить, что качество образования, определяемое по уровню знаний студентов, остается довольно высоким. И это в какой-то мере защищает преподавателей экономики от вышеупомянутой критики, ведь результаты образования хорошие.
Из чего же складывается успех студентов? Прежде всего, это престиж университета, т.е. его уровень в среднем. По исследованиям, выпускники престижных университетов гораздо легче находят работу: они гораздо легче проходят первое интервью, и их, как правило, приглашают на второе интервью. Т.е. мы видим, что за счет престижа университета, качества его преподавательского состава, уровень преподавания и студентов остается высоким, хотя преподаватели и используют консервативные методы обучения.
Несколько слов по поводу стандартов. В США по причине децентрализации системы образования не существует никаких федеральных стандартов. И не существует одного единого центра, который проверял бы знания студентов. При зачислении студентов на экономические отделения используются, как правило, несколько критериев оценки. Прежде всего, это результат (общий) балл, набранный на экономической части GRE, а также потенциал студента, определяемый через вступительное сочинение студента о своих академических и профессиональных планах и целях, общее впечатление при собеседовании, а также полученной общей оценки в школе. Не все университеты уделяют одинаковое внимание тесту, так как его подвергают критике и полагают, что он не в полной мере отражает знания студента, поэтому нельзя сказать, что он является универсальным. В 60-х годах несколько преподавателей-экономистов разработали тест на проверку знаний по экономике - знаний студентов на уровне бакалавриата (уровень "College Economics"). Тест состоит из двух частей. Первая часть - вопросы с несколькими вариантами выбора по макроэкономике, вторая - с такого же рода вопросами по микроэкономике. За последние годы добавились вопросы по международной экономике.
Проблема состоит в том, что хотя этот тест используется многими университетами, он не имеет никакой обязательной силы, и существует довольно большое число университетов, которые по разным причинам его не используют. Т. о. отсутствует какой-то стандартизированный критерий оценки знаний студентов.
Несколько слов о профессиональных организациях в сфере высшего экономического образования. Они играют очень важную роль в сохранении критериев качества профессии. Например, существует американская ассоциация экономистов, которая издает три журнала, которые занимаются публикацией научных статей, материалов по проблемам экономического образования, и статей, носящих более прикладной характер и соединяющих бизнес и экономику.
Дополнения Дж. Лоуренс (профессор Мичиганского университета, США).
Существует два компонента, составляющих престиж университета. Первый - качественные и количественные показатели, затраты на исследования со стороны отделения или центра, балл студентов, поступающих на экономические отделения, и уровень трудоустройства выпускников. Второй компонент - оценка другими преподавателями. В составлении рейтинга участвуют все университеты. Все оценивают друг друга и сами себя. Пример - национальная ассоциация экономистов рассылает анкеты всем отделениям экономики в стране. В анкете просят оценить качество экономических отделений по разным уровням - по уровню выпускников, по качеству профессорско-преподавательского состава и т.д. И также в отдельном приложении вопросника идет вопрос о качестве специализаций. Т.о. может возникнуть ситуация, что несмотря на то, что экономическое отделение университета в целом оценено высоко, отдельная специализация или программа по экономике котируется достаточно низко. Этот рейтинг очень важен для университетов, т.к. различные фонды рассматривают подобные рейтинги в качестве индикаторов качества образования и исследований. Естественно, что и студенты тщательно изучают подобные рейтинги, когда они осуществляют свой выбор куда поступать.
Интересно, как в США работает рынок применительно к системе образования: университеты вынуждены конкурировать не только за лучших студентов, но и за лучших преподавателей. Кроме того, например, ун-ту необходимо заплатить за докторанта 40 тыс. долларов. Ожидается, что, для того чтобы привлечь докторанта для работы над своим проектом и выплачивать ему стипендию, преподаватель сам должен найти половину этих средств из внешних источников.
Дополнение Т. Суспицыной.
О связи вуза и школы в американской образовательной системе. Так как университеты заинтересованы в привлечении самых лучших абитуриентов, то они естественным образом заинтересованы в уровне качества экономического образования в школах. В США только 40% школьников проходят курс по экономике. Это необязательный предмет. Поэтому в 2000 году группа преподавателей вузов решила составить некий национальный стандарт по экономическому образованию в средней школе. Были созданы критерии отбора стандартов, выработали рекомендации по преподаванию. Но система образования в США децентрализована, и федеральное правительство играет очень малую роль в финансировании даже общественных университетов. Начиная с 1992 г. федеральное правительство перестало финансировать работу комиссий по выработке стандартов по общественным наукам. Таким образом, стандарты, хотя так и называются, но имеют только рекомендательную силу. И внедрение подобных стандартов вызвало сопротивление со стороны школьных учителей, поскольку уровень их нагрузки и так большой, и переучивание на новые дисциплины создает им дополнительные проблемы. И указанная выше инициатива ни к чему особо не привела. И проблемы на сегодняшний день остаются.
В.С. Магун.
Позвольте вопрос: Стандарты на уровне высшего образования также не разрабатываются?
Ответ.
Как таковых их действительно не существует. Преподаватели имеют достаточно большую свободу в составлении тестов для своих студентов. Поэтому естественно, что тесты, применяемые в одном университете, могут не применяться в другом. Отмечу, что здесь заметную роль играет и то, к какому консорциуму принадлежит тот или иной университет, есть ли между данными университетами конкуренция.
Например, Принстон решил не использовать результаты стандартизированных тестов при принятии студентов. И ничего не произошло. Уровень их престижа позволил им привлекать достаточно абитуриентов. В то же время другие университеты не последовали за ним. Последнее связано и с тем, что Ассоциация тестирования имеет достаточно большое влияние в образовательных кругах, и они, естественно, заинтересованы в том, чтобы студенты продолжали тестироваться по их тестам.
М.А. Иванов.
Но стандартизация в рамках одного предмета (пусть и разбитого на разные уровни сложности), как я понимаю, существует?
Ответ.
В этом смысле (смысле содержания) - да. Еще хочу сказать, что разные университеты могут быть заинтересованы в исследованиях в рамках какой-то отдельной экономической проблемы. И поэтому при наборе уже в аспирантуру, например, каждый университет будет смотреть, где учился претендент, и выбирать в зависимости от тех предметов, которые проходил тот или иной студент. И это зачастую играет даже большую роль, чем результаты экзамена в университете.
При приеме на работу действует в чем-то схожая схема. Традиционно разные университеты направляют своих студентов в разные области работы. Как мне кажется, важным отличием от российского экономического образования является то, что в США аспиранты, получающие звание в экономике, не идут работать на государственную службу и даже в бизнес. Они в основном переходят на преподавательскую работу. В бизнес уходят после бакалавриата.
В.С. Магун.
Мы благодарим Дженет за ее дополнения. Слово предоставляется Михаилу Энговатову.