economicus.ru


Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания.


Проект поддерживается Министерством образования РФ и Фондом Форда.

Руководители проекта: Иванов М. A., Магун В.С.

На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине. Теперь представляется важным оценить содержательные результаты этого процесса. В какой мере рост числа студентов, обучающихся "новой" экономике, появление новых вузов и факультетов, издание учебных пособий ведут к конечному результату - подлинному усвоению учащимися современных экономических знаний? Насколько качественна издаваемая учебная литература? Каков профессиональный уровень преподавателей, действующих в настоящее время в вузах? (см. также)
Данный планировочный проект посвящен решению следующей проблемы: определению содержательных квалификационных результатов ВЭО и анализу непосредственных условий их формирования.
Семинар "Методики исследования" :  М. Энговатов (аспирант Института Социологии РАН)
Прежде всего, несколько слов об источниках данных, которыми оперируют и Госкомстат, и Министерство образования, и мы в исследовании. Сразу оговорюсь, что речь будет идти только о государственных вузах. Указанные организации оперируют данными, предоставленными самими вузами, по форме НК-3. Данные нам были предоставлены Центром образовательной политики Высшей школы экономики, за что благодарность Татьяне Клячко.
Форма каждый год слегка меняется. Предоставляется один раз в год по состоянию на 01.10. Таким образом, когда мы говорим о выпуске студентов, имеется ввиду выпуск предыдущего учебного года; когда о численности студентов - то по состоянию после зачисления. В отчете предоставлены данные за период с 1994 по 1999 г.г.
Относительно вузов подаются следующие данные: название, код, адрес, контактный телефон, место расположения, министерство/ведомство или орган управления, организационно-правовой статус и форма собственности. Необходимо заметить, что представленная форма хороша для общего анализа. Если же мы хотим вычленить какую-либо конкретику, то возникают проблемы. Количество студентов зачисленных в вуз не соотносится с количеством студентов на первом курсе. Данная таблица зачастую заполняется условно, для отчетности. Много несостыковок. Надо отметить, что данная форма несколько не соответствует целям нашего исследования.
В анализе активно использовались таблицы распределения студентов по специальностям и таблица профессорско-преподавательского состава. В форме по результатам приема нет данных по полученным оценкам, а просто зафиксировано число принятых, и какое они имеют образование, а также данные о времени окончания школы.
Стоит обратить внимание на таблицу, которая имеется только за 1994 г. - о результатах итоговой аттестации выпускников. Заметим очень большое число отличных оценок - наверняка их доля значительно выше, чем в зарубежных вузах. Можно судить об относительной весомости этой пятерки:
Теперь несколько слов о тенденциях развития в образовательной системе. Число государственных вузов в стране растет достаточно быстро. Стоит отметить, что в этих формах присутствует рубрика "вузы экономики и права". В кодификаторе же специальности идут несколько по-другому. Если в 94 г. мы видим долю студентов, обучающихся по экономическим специальностям по всем вузам в 16% , то 99 г. этот показатель уже равен уже 23%.
В целом по стране в 1999 г. доля женщин в общем количестве обучающихся по всем специальностям и направлениям составила 55-56%. Цифра эта растет. А по экономическим специальностям в 94-99 г.г. процент женщин среди студентов был гораздо выше - 71%. Больше всего данный процент в специальности "Бухгалтерский учет и аудит". По другим специальностям процент заметно ниже.
Рассмотрим данные по числу выпускников различных программ экономического образования. Как вы видите, за вторую половину 90-х годов число бакалавров и магистров выросло очень значительно. Магистров выпускается меньше. Число специалистов по экономическим специальностям также росло.

-


+