economicus.ru


Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания.


Проект поддерживается Министерством образования РФ и Фондом Форда.

Руководители проекта: Иванов М. A., Магун В.С.

На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине. Теперь представляется важным оценить содержательные результаты этого процесса. В какой мере рост числа студентов, обучающихся "новой" экономике, появление новых вузов и факультетов, издание учебных пособий ведут к конечному результату - подлинному усвоению учащимися современных экономических знаний? Насколько качественна издаваемая учебная литература? Каков профессиональный уровень преподавателей, действующих в настоящее время в вузах? (см. также)
Данный планировочный проект посвящен решению следующей проблемы: определению содержательных квалификационных результатов ВЭО и анализу непосредственных условий их формирования.
Семинар "Методики исследования" :  Дискуссия
В.С. Автономов (д.э.н., профессор Государственного университета - Высшая школа экономики)
Вопрос Т. Суспицыной. Утверждалось, что инновации обошли стороной процесс экономического образования в США. По сравнению с какими направлениями? От чего экономическое образование в США отстает? Насколько репрезентативна выборка? Я был в нескольких ведущих университетах США, где есть экономические отделения. И сложно сказать, что они в чем-то отстали.
Т. Суспицына.
Мое выступление было подготовлено на основе обзора литературы, публикуемой самими экономистами. То есть, это отражает некоторый раздор внутри самих экономистов-преподавателей университетов. Сравнения проводятся с другими общественными науками (социология, например). Традиционно считается, что экономисты консервативны в смысле методик преподавания и использования инновационных технологий. Частично это объясняется тем, что они полагают, что их сфера образования основывается на математике, а последняя не нуждается в каком-то приукрашивании методов образования (использовании команд, игр, приглашение других лекторов для участия, использование т.н. "team work"). Кооперативное обучение стало очень популярно в последние годы, и получило распространение именно в изучающих общество предметах.
Вопрос к Дж. Лоуренс.
В чем разница между рейтингами American Economic Association и National Association of Economists?
Ответ.
Они независимы друг от друга. Последний финансируется за счет пожертвований из различных секторов экономики. По поводу рейтингов следует дать отдельное замечание. Например, рейтинг Национального совета по экономическому образованию отличается от рейтинга, публикуемого в "U.S. News and World Report". Проблема в том, что рейтинг оценивает университетское образование по качеству в общем. Необходимо же оценивать университеты по каждому из критериев, по каждой программе, чтобы потенциальный потребитель их услуг мог видеть картину в деталях, а сейчас дебаты и борьба идет за место в некоей общей интегральной оценке. Кроме того, существует значительное различие между рейтингами, проведенными и публикуемыми как непосредственно профессиональными ассоциациями и советами, и рейтингами издательскими компаниями.
Вопрос от Дженет Лоуренс.
Я ожидала большего увеличения удельного веса студентов, специализирующихся по экономике в промежутке с 80 по 93 г.г. Чем объясняется относительно небольшое увеличение этой величины?
Ответы.
В.С. Магун.
По сути, революционные изменения в России произошли только в 1992 году. И их влияние на процессы в экономическом образовании естественно должно было сказаться чуть позже, чем в 1993 г.
М.А. Иванов.
Кроме того, речь в таблице идет только о высшем образовании, в то время как потребности, скажем, в бухгалтерах в стремительно появившемся мелком бизнесе могли удовлетворяться в рамках самых разнообразных курсов подготовки, обучения в техникумах. Разнообразие конъюнктурной подготовки за пределами высшей школы было огромным.
В.С. Автономов.
Глядя на цифры прироста, не следует забывать о том, что для плановой экономики нужно было очень много экономистов - по всей бюрократической цепочке, на предприятиях и т.д.
Т. Суспицына.
В США существует два способа специализации в экономике. Через колледжи по экономике и по бизнесу. 17000 бакалавров - это выпускники, прошедшие и через программу по бизнесу, и через программу по общественным наукам и получившие звания по экономике. Естественно, что большая часть обучающихся по программам по бизнесу заканчивают обучение магистрами по бизнесу. И они не входят в вышеназванные цифры.
В.С. Магун.
В этом, наверное, и заключается основание отличия в порядке цифр выпуска по экономической специализации. В России все управленцы и менеджеры (блок "Экономика и управление") зачисляются в общий счет. Необходимо выйти на какие-то сопоставимые цифры, очистить наш подсчет.
А. П. Заостровцев (к.э.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов).
На мой взгляд, для этого необходимо выделить специальности "Мировая экономика", "Мат. методы", "Экономика", "Национальная экономика" - они примерно отвечают направлению "Economics" в западном понимании.
В.С. Магун.
На мой взгляд, с точки зрения нашего интереса к качеству образования, важно следующее. Поскольку у нас интеллектуальных и прочих ресурсов вряд ли больше, чем у американцев, то явно мы не можем потянуть число намного большее, чем 17000 американских бакалавров по экономике. И если окажется, что очищенных цифр, характеризующих сходную специализацию у нас больше, то понятно, что "раствор будет более разжиженным". Поэтому, нам важно именно получить российские цифры по сопоставимым специальностям и видам образования - чтобы понять соотношение имеющихся ресурсов и направлений их использования.
М. Энговатов.
В дополнение к вопросу качества образования, а именно системе контроля, замечу, что институт "Открытое общество" проводил два года назад опрос студентов и преподавателей. На вопрос, что необходимо сделать для повышения качества образования на третьем месте шел ответ "выстроить систему контроля качества преподавания".
Комментарий Дж. Лоуренс к сравнению российских и американских степеней.
Студент заканчивает 12 лет средней школы, а потом поступает, по крайней мере, на 4-х годичное учебное заведение. Подобное 4-х годичное обучение в колледже заканчивается присвоением звания бакалавра. Этот 4-х годичный колледж может быть и особо престижным, это же может быть и университет, который может предложить потом обучение в магистратуре и т.д. Соответственно, студенты могут закончить цикл образования (включаю магистратуру и докторантуру) в одном учебном заведении (где они получили и бакалавра), или же перейти из 4-х летнего колледжа в университет на другие специальности. Студент, заканчивающий 4-х годичную программу бакалавриата, должен в конце своего обучения определиться: хочет ли он специализироваться в теоретических вопросах экономики или в прикладных вопросах. Перед студентами, решившими, что им интересна прикладная тематика (практические вопросы экономики), встают два пути: программы по бизнесу и программы по общественного управления. Если студент решает идти на программу по бизнесу, то он сможет специализироваться по целому ряду предметов - бухгалтерский учет, экономическое моделирование бизнеса. Особое развитие получает кооперация экономистов со специалистами в области компьютерных технологий в разработке прикладных экономических программ и продуктов. Как уже указывалось, студент может выбрать специализацию по "общественному управлению" (public policy) - государственной политике в экономике. И по окончанию выпускники будут работать на федеральное правительство/правительство штата или на муниципальные органы власти, разрабатывая вопросы экономического планирования развития. Магистерская программа по "общественной политике" в США состоит из двух частей. Первый год изучается "политическая экономия", на второй "политическая наука". Студенты, которые специализируются в экономике как науке, почти никогда не останавливаются на магистерском уровне. Потом они переходят на докторские программы.
По вопросу об "академической культуре отделений вузов" можно сказать следующее: студент, занимающийся по курсу экономики в школе бизнеса, будет общаться с преподавателями по бизнесу, но не экономических отделений. И получить степень по экономике они там не смогут.
В.С. Магун.
Каков же статус тех, кто получил только степень бакалавра в экономике?
Ответ Дж. Лоуренс.
Если человек намеревается работать (преподавать) и специализироваться в высшем экономическом образовании, то тогда ему, конечно, надо получить Ph.D. по экономике, если же он намеревается работать в сфере бизнеса или в области государственной управления, то этой степени достаточно. Впрочем, скорее всего, его работодатель будет рекомендовать ему получить степень магистра.
В.С. Магун.
Я хотел бы сейчас обрисовать нашу повестку дня на оставшееся время. Явная повестка - отчет. Неявная - понимание для себя дальнейшего механизма исследований с учетом уже созданной базы. Поэтому прошу всех при обсуждении высказывать свои замечания, причем любого толка.
М. А. Иванов.
Я хочу отдельно заметить, что мы договорились с Фондом Форда, что никакие данные конкретно об отдельных вузах не попадают в отчет. Производится анализ обезличенных групп. Поэтому хочу заметить, что выбор площадок для исследований связан и с удобством, и разнообразием объектов, и с возможным богатством материала для анализа.
В.С. Магун.
Позвольте теперь мне предоставить слово следующей группе докладчиков, которые ознакомят присутствующих с проведенной работой по разработке теста, направленного на оценку знаний и навыков в области экономической теории.