Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
10.6. Социально-экономические последствия инфляции    

Перераспределение дохода между частным сектором и государством

Во время инфляции экономическим субъектам для поддержания размера реальных кассовых остатков на неизменном уровне приходится увеличивать свой номинальный денежный фонд пропорционально темпу инфляции. Так, если при постоянном уровне цен P0 оптимальному размеру реальной кассы соответствует M0 ден. ед., то в условиях инфляции с годовым темпом через год индивид должен держать в кассе M0(1 + ) ден. ед. Пополнить кассу ему придется из текущего дохода. Поэтому его располагаемый доход сократится на M0(1 + ) - M0 ден. ед. Для индивида это равносильно уплате еще одного, инфляционного, налога. Определим величину инфляционного налога в единицах реальных кассовых остатков базового года:

Таким образом, величину уплачиваемого инфляционного налога легко вычислить, используя в качестве базы налогообложения размер реальных кассовых остатков на начало периода, а в качестве ставки налога - темп инфляции за период. Получателем инфляционного налога является эмитент дополнительных денег, т.е. государство. Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и издержками их изготовления. Этот доход называется сеньоражем.

Так как доход государства от сеньоража основывается на желании населения поддержать на неизменном уровне уменьшающиеся во время инфляции реальные кассовые остатки, то, увеличивая темп инфляции, государство получает дополнительный источник дохода. По оценке МВФ, во втором полугодии 1992 г. сеньораж в России составил 38% дохода домашних хозяйств или 15% ВНП, что только на 0,9 пункта ниже его уровня в Боливии в период гиперинфляции 1984 г.12

Однако по мере повышения темпа инфляции спрос на реальные кассовые остатки сокращается из-за повышения альтернативных издержек их держания. Как и при любом ином налоге, рост налоговой ставки (в данном случае темпа инфляции ) сверх определенного предела ведет к сокращению базы налогообложения (в данном случае реальной кассы) и снижению налоговых поступлений, как это описывается известной кривой Лаффера.

Снижение доходов от сеньоража из-за сокращения реальных кассовых остатков происходит также по мере развития банковской системы и совершенствования техники расчетных операций.

Инфляционный налог не следует смешивать с другим дополнительным доходом государства, образующимся в периоды инфляции при прогрессивной шкале подоходного налогообложения. По мере роста инфляции налогоплательщики с неизменным реальным доходом могут подпасть под более высокую ставку обложения вследствие увеличения их номинального дохода. Допустим, установлена следующая шкала подоходного налогообложения:
ставка, %
8
10
15
доход, тыс. руб.
9-14
15-19
> 20

Общая сумма подоходного налога с трех индивидов, получающих соответственно 10, 15 и 20 тыс. руб., составит

10·0,08 + 15·0,1 + 20·0,15 = 5,3 тыс. руб.

Если уровень цен и номинальные доходы удвоятся, то сумма подоходного налога будет равна

0,15(20 + 30 + 40) = 13,5 тыс. руб.,

т.е. возрастет в 2.5 раза.

Однако в периоды гиперинфляции у государства обычно возникают потери при сборе налогов из-за разрыва во времени между получением дохода и уплатой налога. Так, если 1 апреля налогоплательщик должен уплатить налог с дохода прошлого года, а за три прошедших месяца текущего года инфляция составила 50%, то реальный доход государства от налогов сократится наполовину. Таким образом, инфляция выступает в качестве инструмента перераспределения дохода между государством и населением. Но этим перераспределительный эффект инфляции не ограничивается.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава