Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции    

6.3. Олигополия в свете теории игр

Специфика ценообразования на олигопольном рынке связана с тем, что конкурентам приходится принимать стратегические решения. Методы их анализа и получаемых результатов разрабатываются в теории игр.

Многообразие ситуаций, требующих принятия стратегических решений, порождает множество типов игр. Чаще всего используемые в экономическом анализе игры представлены в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Типы игр
Информация распределена
Игра
одноразовая (статистическая)
многоразовая (динамическая)
Симметрично
Равновесие Нэша
Обратная индукция
Асимметрично
Равновесие Байеса
Совершенное равновесие Байеса

В статических играх участники принимают решение 1 раз и одновременно. Это значит, что каждый из них в момент принятия своего решения не знает решения других игроков.

В динамических играх участники либо принимают решения поочередно, так что в момент принятия решения одним игроком ему известно решение других, либо все это делают одновременно, но неоднократно. В том и другом случаях в рамках одной игры следующие друг за другом решения принимаются при разных объемах информации, поскольку при выборе i-го решения известны результаты всех предыдущих.

В играх с симметричным распределением информации все участники обладают одинаковыми данными об обстоятельствах, влияющих на исход игры; при этом информация может иметь вероятностный характер.

При ассиметричном распределении информации один игрок знает о некоторых обстоятельствах, влияющих на результат игры, больше, чем другие. В экономической теории чаще всего приходится сталкиваться с двумя причинами, порождающими асимметричность распределения информации. Одна из них связана с тем, что о некоторых факторах, определяющих исход игры, может знать только один игрок. Так, покупатель истинную полезность меда для себя знает только сам; продавец об этом может лишь догадываться. С другой стороны, о качестве меда лучше осведомлен продавец, чем покупатель. Другой причиной возникновения ситуаций с асимметричным распределением информации являются скрытые действия (hidden action) одного из игроков в ходе игры. Так, после получения страховки от угона автомобиля его владелец может уже меньше проявлять внимания к его охране, чем предполагалось в момент страховки.

Каждый из четырех типов игр, представленных в табл. 6.3, имеет специфический метод решения. Для статистической игры с симметричным распределением информации им является равновесие Нэша. Динамические игры с симметричным распределением информации решаются с помощью метода обратной индукции (backwards induction).

В свете теории игр модели дуополии Курно и Бертрана представляют собой статистическую игру с симметричным распределением информации. Два игрока имеют по две стратегии:
1) заключить соглашение о поддержании монопольной цены;
2) конкурировать за большую долю рынка.

Такая игра имеет четыре возможных исхода, представленных в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Платежная матрица дуополистов
Фирма II
соглашение
конкуренция
Фирма I
соглашение
12; 12
6; 15
конкуренция
15; 6
8; 8

Цифры в табл. 6.4 (платежной матрице) показывают величину прибыли, получаемой фирмами при различных сочетаниях их стратегий; первая цифра - прибыль фирмы I, вторая - прибыль фирмы II. Прибыль фирмы I равна 12 ден. ед., когда соглашение соблюдается обеими фирмами, и 6 ден. ед., когда оно придерживается только она. Когда фирма I нарушает соглашение, тогда ее прибыль равна 15 ден. ед. в случае соблюдения соглашения фирмой II или 8 ден. ед. при двухсторонней конкуренции.

При принятии однократного решения фирме I лучше не выполнять соглашение: если фирма II будет придерживаться соглашения, то фирма I прибыль в размере получит 15 ден. ед. вместо 12 ден. ед., а если конкурент нарушит соглашение, то у фирмы I прибыль будет 8 ден.ед. вместо 6 ден. ед. Поскольку положение фирмы II симметрично, то обе фирмы будут конкурировать.

Так обстоит дело при однократном принятии решения. В повторяющейся (динамической) игре имеет значение, является ли она конечной, в которой известно сколько раз можно повторить принятие решения, или бесконечной.

В соответствии с теорией для нахождения оптимального решения в динамической игре участники должны сначала определить свое поведение в последнем раунде, затем - в предпоследнем и таким образом дойти до начала игры. При небольшом числе раундов динамическая игра имеет то же решение, что и статистическая с подобной платежной матрицей. В момент принятия решения в последнем раунде игрок оказывается в положении статистической игры и выбирает соответствующую стратегию. Применительно к нашим дуополистам это означает, что они решат конкурировать. Зная, что в последнем раунде лучше конкурировать, они при имеющихся данных о прибылях придут к выводу, что лучше конкурировать вплоть, до первого раунда.

Ситуация меняется в игре с бесконечным (очень большим) числом раундов. Когда дуополист знает, что ему придется неограниченное число раз учитывать последствия решения своего конкурента, тогда он может отказаться от конкуренции, подавая тем самым сигнал сопернику. Если последний «не поймет», то при бесконечной игре всегда можно вернуться к конкуренции. В то же время надежда на то, что соперник «поймет», вполне обоснована. При симметричном распределении информации каждый из конкурентов знает, что не только для него, но и для другого лучшей стратегией является конкуренция. Если оказалось, что в одном из раундов соперник добровольно уменьшил свое предложение, то разумно истолковать это как приглашение к сотрудничеству по ограничению рыночного предложения ради поддержания монопольной цены. Не случайно одним из решений бесконечной игры является стратегия «как ты мне, так и я тебе» (тit for тat). В результате рынок дуополии может оказаться фактически монополизированным без явного договора о картельном соглашении.

Влияние ассиметричного распределения информации на поведение дуополистов будет рассмотрено в 8.4.

В целом теория игр предоставляет значительно больше возможностей при поиске оптимальных стратегических решений в условиях приближенных к реальной экономике, чем классическая теория конкуренции фирм. Поэтому широко используют при более глубоком изучении поведения фирм в теории отраслевых рынков, производственном и финансовом менеджменте.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава