6.2. Олигополия предложения |
6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага Олигополия на рынке гетерогенного блага отличается от монополистической конкуренции наличием нескольких продавцов. Поэтому, несмотря на то что каждая фирма продает отличную от других разновидность определенного продукта, ее решения относительно цены и выпуска влияют на результаты деятельности других фирм. Равновесие на этом рынке устанавливается на основе стратегических решений конкурентов. Рассмотрим взаимозависимость решений продавцов гетерогенного блага на примере модели дуополии Гутенберга10, в которой одна из фирм может представлять для другой совокупность всех конкурентов.
В алгебраической форме эта функция спроса записывается следующим образом: Может показаться, что спрос на продукцию одной фирмы не зависит от спроса на товар другой, так как в каждой функции спроса присутствует цена только одной разновидности товара. Однако такая взаимосвязь существует и выражается она в взаимозависимости границ монопольных (средних) участков кривых спроса на продукт каждой фирмы.
Для конкретизации анализа зададим числовые параметры функций спроса на продукцию двух фирм, каждая из которой специализируется на выпуске определенной ее разновидности. Функция спроса на изделие фирмы А Функция спроса на изделие фирмы В Пусть в исходном периоде фирма А продает свое изделие по цене PA0 = 12. Тогда из соотношения (6.5) можно найти цену изделия фирмы В В графическом виде исходное состояние на рынке представлено на рис. 6.10, а.
Если по каким-либо причинам фирма B повысит цену до PB1 = 6, то из соотношений (6.5) и PA,max - PA,min = 10 можно определить новые границы монопольного участка кривой спроса на продукцию фирмы А: PA,max = 17; PA,min = 7. Сдвиг кривой спроса на изделие этой фирмы показан на рис. 6.10, б. Из-за того что фирма В изменила цену в пределах своего монополистического участка, оно не повлияло на выручку фирмы А; однако ее положение на рынке изменилось, что выразилось в сдвиге кривой DA. Допустим, что фирма В снизила цену до PB2 = 2. Тогда согласно аналогично проведенным выше расчетам: PA,max = 10,3; PA,min = 0,3. Сдвиг кривой спроса на изделие фирмы А показан на рис. 6.10, в. Выход фирмы В за нижний предел монопольного участка спроса на ее изделие привлекло часть покупателей от конкурента. В результате кривая DA сместилась вниз настолько, что исходная цена продукции фирмы А оказалась выше верхнего предела ее монополистического участка; это означает, что она потеряла часть покупателей. Чтобы их вернуть, фирма А должна оказаться на своем монопольном участке кривой спроса. Это можно сделать, снизив цену до PА1 = 9. Теперь сдвинется кривая спроса на изделие фирмы В так, что PB,max = 7,2; PB,min = 1,2. Результат представлен на рис. 6.10, г. Таким образом, в модели дуополии Гутенберга равновесные сочетания P,Q всегда оказываются на монополистических участках кривых спроса на изделия отдельных фирм; причем в ходе конкуренции эти участки смещаются не горизонтально, как на рынке монополистической конкуренции, а вертикально. Посмотрите, как это выглядит: 6.7. |