Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава Показать раздел в отдельном окне
6.2. Олигополия предложения    

6.2.2. Олигополия на рынке гетерогенного блага

Олигополия на рынке гетерогенного блага отличается от монополистической конкуренции наличием нескольких продавцов. Поэтому, несмотря на то что каждая фирма продает отличную от других разновидность определенного продукта, ее решения относительно цены и выпуска влияют на результаты деятельности других фирм. Равновесие на этом рынке устанавливается на основе стратегических решений конкурентов.

Рассмотрим взаимозависимость решений продавцов гетерогенного блага на примере модели дуополии Гутенберга10, в которой одна из фирм может представлять для другой совокупность всех конкурентов.

Рис. 6.8. Кривая спроса на продукцию олигополии гетерогенного блага


Специфику положения олигополии на рынке гетерогенного блага Е.Гутенберг отобразил ступенчатой кривой спроса на ее продукцию (рис. 6.8).

При изменении цены в интервале {Pmax, Pmin} олигополист находится в положении монополиста. Но если он поднимет цену на свою продукцию выше Pmax, то часть его покупателей уйдет к конкурентам, т.е. будет покупать другую разновидность данного товара. Поэтому по цене Р2 у него купят не Q2, а Q1 единиц блага. Соответственно, если цена будет ниже Pmin, например, Р1, то за счет привлечения части покупателей своих конкурентов рассматриваемая фирма сможет продать не Q3, а Q4 единиц блага.

В алгебраической форме эта функция спроса записывается следующим образом:

Может показаться, что спрос на продукцию одной фирмы не зависит от спроса на товар другой, так как в каждой функции спроса присутствует цена только одной разновидности товара. Однако такая взаимосвязь существует и выражается она в взаимозависимости границ монопольных (средних) участков кривых спроса на продукт каждой фирмы.

Рис. 6.9. Взаимозависимость границ монополистических участков кривой спроса олигополистов на рынке гетерогенного блага


Приращение объема спроса у одной фирмы за счет прихода «чужих» покупателей сопровождается уменьшением объема спроса у другой фирмы. Поэтому выход за нижний предел монополистического участка кривой спроса одной фирмы совпадает с выходом за верхний предел аналогичного участка другой фирмы (рис. 6.10). В результате границы монопольных участков кривых спроса оказываются взаимосвязаны следующим соотношением:

(6.5)

Это соотношение определяет расстояние сдвига кривой спроса на продукцию одного производителя гетерогенного блага при изменении цены продукции его конкурента.

Для конкретизации анализа зададим числовые параметры функций спроса на продукцию двух фирм, каждая из которой специализируется на выпуске определенной ее разновидности.

Функция спроса на изделие фирмы А

Функция спроса на изделие фирмы В

Пусть в исходном периоде фирма А продает свое изделие по цене PA0 = 12. Тогда из соотношения (6.5) можно найти цену изделия фирмы В

В графическом виде исходное состояние на рынке представлено на рис. 6.10, а.

Рис. 6.10, а. Ценообразование
в модели Гутенберга


Рис. 6.10, б. Ценообразование
в модели Гутенберга


Рис. 6.10, в. Ценообразование
в модели Гутенберга


Рис. 6.10, г. Ценообразование
в модели Гутенберга


Если по каким-либо причинам фирма B повысит цену до PB1 = 6, то из соотношений (6.5) и PA,max - PA,min = 10 можно определить новые границы монопольного участка кривой спроса на продукцию фирмы А: PA,max = 17; PA,min = 7. Сдвиг кривой спроса на изделие этой фирмы показан на рис. 6.10, б.

Из-за того что фирма В изменила цену в пределах своего монополистического участка, оно не повлияло на выручку фирмы А; однако ее положение на рынке изменилось, что выразилось в сдвиге кривой DA.

Допустим, что фирма В снизила цену до PB2 = 2. Тогда согласно аналогично проведенным выше расчетам: PA,max = 10,3; PA,min = 0,3. Сдвиг кривой спроса на изделие фирмы А показан на рис. 6.10, в.

Выход фирмы В за нижний предел монопольного участка спроса на ее изделие привлекло часть покупателей от конкурента. В результате кривая DA сместилась вниз настолько, что исходная цена продукции фирмы А оказалась выше верхнего предела ее монополистического участка; это означает, что она потеряла часть покупателей.

Чтобы их вернуть, фирма А должна оказаться на своем монопольном участке кривой спроса. Это можно сделать, снизив цену до PА1 = 9. Теперь сдвинется кривая спроса на изделие фирмы В так, что PB,max = 7,2; PB,min = 1,2. Результат представлен на рис. 6.10, г.

Таким образом, в модели дуополии Гутенберга равновесные сочетания P,Q всегда оказываются на монополистических участках кривых спроса на изделия отдельных фирм; причем в ходе конкуренции эти участки смещаются не горизонтально, как на рынке монополистической конкуренции, а вертикально.

Посмотрите, как это выглядит:  6.7.

Предыдущая глава Предыдущий раздел Следующий раздел Следующая глава