ЧАСТЬ II. ЦЕНА ОТРАСЛЕВОГО РАВНОВЕСИЯ |
Рассмотренные выше функции предложения и спроса представляют планы производителей и потребителей продать или купить определенное количество некоторого блага при заданных значениях аргументов функции. Согласование планов продавцов и покупателей происходит на рынке. Рынок - это социально-экономический институт, обеспечивающий возможность осуществить торговую сделку. Поскольку объекты сделок и условия их осуществления многообразны, то существует множество типов рынков. По объектам сделок различают рынки потребительских товаров, факторов производства и финансовых инструментов (ценных бумаг). Условия осуществления сделок зависят от того:
Существенное влияние на условия торговых сделок оказывает число покупателей и продавцов на рынке. От того, присутствует ли на каждой из сторон рынка один, несколько или много субъектов, зависит способ согласования их планов. Говорят, что покупателей или продавцов «несколько», если при выработке стратегии своего поведения на рынке они могут учитывать возможные варианты ответных реакций конкурентов на свои действия. Когда из-за большого числа конкурентов такой учет невозможен, считается, что их «много». Всевозможные состояния, возникающие на рынке гомогенного товара при различных количественных сочетаниях продавцов и покупателей, приведены в таблице. Типы рынков
Определенное сочетание отдельных характеристик рынка образует его тип. В процессе согласования планов продавцов и покупателей образуется цена товара, уравнивающая объемы его предложения и спроса, т.е. цена рыночного равновесия. Рыночное (отраслевое) равновесие - это состояние рынка, при котором планы продавцов и покупателей совпадают. В этой части учебника исследуется механизм функционирования рынка отдельного товара с целью получить ответы на вопросы: как устанавливается рыночная цена и чему она равна? Часть II cостоит из следующих глав: Глава 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции. Глава 5. Ценообразование на монополизированном рынке. Глава 6. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции. Глава 7. Ценообразование факторов производства. |